https://www.funkybird.ru/policymaker

Митинг выбирает переговорщиков с Путиным

Премьер-министр Владимир Путин накануне предложил митингующим четко сформулировать свои требования. Среди участников митингов на Болотной площади и проспекте Сахарова пока нет единого мнения, будет ли среди них переговорщик с властью, и у кого вообще есть моральное право представлять тех, кто вышел на улицу. Пока на эту роль претендуют экс-министр финансов Алексей Кудрин, уполномоченный по правам человека Владимир Лукин и депутат Государственной думы Илья Пономарев.

Идею переговоров с властями высказал Алексей Кудрин — необходимо сформировать группу посредников. Выступая на трибуне митинга 24 декабря, он предложил себя в качестве такого переговорщика. Кудрин готов донести свою «независимую позицию» по поводу назревшей политической реформы и проведения предстоящих президентских выборов. Позже экс-чиновник, которого Путин называет своим другом и членом команды, заявил, что премьер готов принять меры, чтобы провести честные выборы 4 марта. При этом Кудрин подчеркнул, что полномочий от Путина вести переговоры властей с оппозицией у него нет, его участие в протесте – личная инициатива, адресованная обеим сторонам. А если стороны договорятся без Кудрина, то экс-министр «будет только рад», его устраивает нынешнее независимое положение.

План Кудрина позже озвучил и сам Владимир Путин. Он предложил участникам массовых митингов сформулировать общую позицию, «чтобы можно было понять, чего люди хотят-то». Его общение с несогласными затрудняет отсутствие у них общей платформы. По мнению премьера, лидеров протеста много, они представляют различные силы, поэтому им следовало бы объединиться. Путин подчеркнул, что Кудрина на митинг он не отправлял. «Он сам пошел, он взрослый мальчик», — прокомментировал премьер.

Многие их тех, кто вышел на проспект Сахарова, не возражают против участия Кудрина в переговорном процессе. Так, оргкомитет «Круглого стола 12 декабря», созданного в День Конституции, поддержал идею переговоров с властями. Экс-премьер, один из сопредседателей незарегистрированного ПАРНАСа Михаил Касьянов, политолог Георгий Сатаров и правозащитница Людмила Алексеева заявили, что в течение двух недель сообщат Алексею Кудрину принципы и условия проведения таких переговоров. А в конце января состоится первое заседание «Круглого стола». Предполагается, что на нем соберутся те, кто подписал меморандум и обращение: журналисты Леонид Парфенов, Ольга Романова, Дмитрий Муратов, Светлана Сорокина, писатели Борис Акунин, Владимир Сорокин, Людмила Улицкая, Андрей Пионтковский, поэт Сергей Гандлевский, актриса Лия Ахеджакова, художник-мультипликатор Юрий Норштейн и другие. На январское заседание пригласили и оппозиционных активистов из «Другой России», Левого фронта, «Яблока», а также политиков – депутатов от «Справедливой России» Геннадия Гудкова и Илью Пономарева, лидера ОГФ Гарри Каспарова, блогера Алексея Навального.

Последний, кстати, придерживается противоположной позиции – специальные переговорщики с властью не нужны. Сами многотысячные митинги и были переговорным процессом. «Требования настолько просты и очевидны, что не нужен никто их дополнительно расшифровывающий», — заявлял блогер. По его мнению, сейчас «никто не наделен мандатом на переговоры» от имени всего протестного движения, а «любой, кто заявляет обратное, — самозванец». Хотя Навальный не исключает, что группа переговорщиков может понадобиться, но ее членов может определить лишь «прямое, открытое, верифицированное» голосование, а не личное желание лидеров протеста. Самого Навального в качестве посредника между властью и оппозицией уже предложил депутат Госдумы Илья Пономарев. Помимо создателя «РосПила» он считает целесообразным включить в группу себя и политика Владимира Рыжкова, сопредседателя незарегистрированного ПАРНАСа.

Также на роль посредника претендует омбудсмен Владимир Лукин. Он заявил 28 декабря, что готов стать координатором такого диалога. При этом Лукин подчеркнул, что видит себя в роли координатора подготовки дискуссии. Слово «посредник», по его словам, не подходит. Свое предложение Лукин обосновал тем, что для решения проблем в сфере защиты свободы и прав граждан в России как раз и существует институт уполномоченного по правам человека. «Огромное значение в том, кем и как будет организован этот диалог, имеет проблема личного доверия. В случае, если обе стороны в той или иной форме выскажутся с доверием к институту уполномоченного и конкретно к уполномоченному по данному конкретному вопросу, я готов принять участие в организации и координации такого диалога», — заявил он.

Когда по России прокатилась волна недовольства прошедшими выборами, премьер комментировал акции протеста в свойственной ему манере: он назвал протест «оранжевой угрозой», заявил, что участникам акции платили за это деньги и сравнил символ недовольства – белую ленточку — с презервативом. Но после митинга на проспекте Сахарова, который собрал до ста тысяч участников, интонации премьера изменились. Он хоть и заявил, что разговоры о роспуске Госдумы бесполезны, но добавил, что протестные силы имеют право на существование и призвал относится к ним с уважением. Сам премьер готов на диалог с митингующими. Также он предложил обсудить прозрачность предстоящих президентских выборов в интернете и там же проводить сеансы массовой психотерапии.