https://www.funkybird.ru/policymaker

Всплеск президентской активности: что у него получится?

В течение одной недели действующий президент РФ отметился двумя масштабными политическими мероприятиями: встретился с активистами партии «Единая Россия» 17 декабря и огласил Федеральное послание-2011 22 декабря, — а также провёл два заметных кадровых назначения: главой администрации президента вместо Сергея Нарышкина, отправленного руководить Госдумой, стал Сергей Иванов, а освободившееся кресло вице-премьера, курирующего вопросы «оборонки», занял Дмитрий Рогозин.

Нельзя сказать, что это — какой-то чрезвычайный всплеск медведевской активности. Но проявленное им стремление здесь и сейчас «застолбить» за собой определенное идейно-политическое пространство на будущее совершенно очевидно. Срок президентских полномочий Дмитрия Анатольевича, если не случится ничего экстраординарного, истечёт только в мае будущего года. То есть, он будет оставаться главой Российской Федерации еще больше четырех месяцев, и это время, судя по всему, не намерен тратить впустую.

Медведев не является и не хочет быть классической «хромой уткой» в американском смысле этого политического понятия. Ему практически гарантировано второе по значимости место в иерархии российской «властной вертикали» — кресло премьер-министра. При этом досужие разговоры отечественных и зарубежных политологов о том, будто из-за относительной неудачи «Единой России» на парламентских выборах 4 декабря 2011 года данное назначение может не состояться, обладают исключительно конспирологическим смыслом: как известно, Путин «своих не кидает», и данное им слово пытается держать до конца.

Поэтому Медведев демонстрирует свою полную лояльность «национальному лидеру» и бесспорному фавориту президентских выборов 2012 года. Назначения Сергея Иванова и Дмитрия Рогозина — как раз из этой серии. Особенно — Сергея Иванова.

Если кто-то не помнит, или подзабыл, именно эта фигура рассматривалась перед 2008 годом как главная из возможных альтернатив Дмитрию Медведеву в качестве «преемника» Путина на посту главы государства. И сейчас «присматривать» за действующим президентом РФ, чтобы тот чего не «начудил», в роли главы его администрации будет, по сути, прямой аппаратный конкурент. Большего политического «смирения» с медведевской стороны даже представить себе сложно.

Что же касается Дмитрия Рогозина, открыто именовавшего себя «путинским спецназовцем», тут комментарии вообще излишни — на посту представителя Российской Федерации при Организации Североатлантического договора (НАТО) бывший лидер «Родины» в немалой мере поспособствовал тому, чтобы конфликт в Южной Осетии не стал международным дипломатическим поражением России. Так что, можно надеяться, в новом своём качестве Рогозину удастся сгладить многие «острые углы», существующие в отношениях между Министерством обороны РФ и российской «оборонкой».

На протяжении последних трех месяцев все публичные выступления Дмитрия Медведева в качестве действующего президента РФ неизменно содержат в себе пассажи о полном идейном и политическом единении с Владимиром Путиным. Но одновременно обозначают и особое «медведевское» пространство внутри общего «тандемократического» политического поля.

Провозглашенные в Федеральном послании-2011 инициативы о возврате выборности глав субъектов Федерации и смягчении условий регистрации общероссийских политических партий, несомненно, привлекли на сторону Медведева симпатии как мелких политических акторов, создавших до сих пор не зарегистрированные Минюстом партии, так и всех региональных «групп влияния», выражавших и выражающих недовольство путинским «сверхцентрализмом». Еще одной потенциальной «группой поддержки» для Дмитрия Анатольевича теперь становится «класс политтехнологов», весьма заинтересованных в таком «расширении рынка» — согласно оценкам экспертов, им теперь предстоит дополнительно «осваивать» не менее миллиарда долларов в течение одного президентского цикла.

Всё это означает, что на посту премьер-министра РФ Дмитрий Медведев намерен активно заняться расширением своего внутриполитического авторитета и влияния — причём с прицелом не на отдалённую перспективу 2024 или даже 2018 годов, а куда более близкую к нашему времени. Намёки на то, что «всё скоро может измениться» и «всё у нас получится», звучавшие и на памятной «встрече со сторонниками», и в тексте Федерального послания-2011, скорее всего, не являются пустой болтовнёй. Гипотетические сценарии быстрого возвращения Медведева на президентский пост и даже «неухода» с него не только существуют, но и могут быть реализованы с достаточно высокой степенью вероятности.

Это касается не только типичного сценария «цветной революции», когда результаты парламентских и/или президентских выборов объявляются протестантами сфальсифицированными и нелегитимными до тех пор, пока не будут получены необходимые им и их «кураторами» результаты. Это касается, например, ситуации, при которой избранный президент РФ по какой-то причине не сможет исполнять свои конституционные обязанности, и тогда его функции переходят либо к действующему президенту РФ (если избранный президент не успел вступить в должность через процедуру инаугурации), либо к премьер-министру РФ (если инаугурация состоялась). Как видим, и в том, и в другом случае «заместителем» Владимира Путина (предположим, что 4 марта 2012 года большинство избирателей проголосует именно за него, а не за какого-либо иного кандидата) будет не кто иной, как Дмитрий Медведев.

Я им программа дальнейшей «модернизации, либерализации, децентрализации и демократизации» всех сторон современной российской жизни на деле, в случае своей реализации, способна привести только к очень быстрому и очень глубокому развалу государства под названием Российская Федерация. Но энергии распада всегда намного доступнее, чем энергии синтеза. Это касается не только физической, но и — в полной мере — исторической энергии.

Предложенные меры сделают политическую систему страны более эффективной, лучше представляющей интересы граждан нашего государства. Особенно актуальны такие изменения накануне важнейшего политического события — выборов Президента России. Выборы должны быть честными, прозрачными, отвечающими современным представлениям о законности и справедливости«, — спрашивается, кто формирует эти самые «современные представления», кто будет давать оценку выборам 4 марта 2012 года.

Атака Президентского совета по правам человека против главы ЦИК Чурова тоже появилась далеко не на пустом месте — это тоже подготовка к 4 марта.

Медведев в Федеральном послании не случайно занимался саморекламой себя в качестве ответственного государственного деятеля, и это было главным пафосом его выступления. Причём, в доказательство успешности своего четырехлетнего президентства Дмитрий Анатольевич приводил специально препарированные и подготовленные «факты», буквально выдернутые из контекста реальной российской жизни и имеющие к ней самое отдаленное отношение. Темпы инфляции, роста зарплат и пенсий, уровень безработицы и доходов населения, рождаемости, смертности и продолжительности жизни — всё это звучало, словно куплеты песенки «Всё хорошо, прекрасная маркиза!» или же памятного «застойного» анекдота о якобы состоявшемся забеге наперегонки между президентом США Джимми Картером и генеральным секретарем ЦК КПСС Леонидом Ильичем Брежневым: «Брежнев пришёл вторым, Картер — предпоследним».

То же самое касается реформы судебной системы, в которой, оказывается, «мы серьёзно продвинулись», особенно в сфере «уголовного законода- тельства, сделали его более справедливым, гуманным и адекватным целям развития нашего общества. По моей инициативе принят Федеральный закон о внесении изменений в Уголовный кодекс. Согласно этим изменениям осуждённому, впервые совершившему преступление небольшой тяжести, наказание в виде лишения свободы может быть назначено лишь при наличии отягчающих обстоятельств. Существенно расширен перечень видов наказания, которые являются альтернативой лишению свободы. В их числе кратные штрафы, исправительные работы, принудительные работы. Суды всё чаще применяют залог или домашний арест».

А о том, какие преступления оказались исключены из списка тяжких и особо тяжких, а какие из уголовных переквалифицированы в подлежащие административной ответственности — ни слова, хотя в результате уровень «бытовой криминализации» российского общества намного возрастёт.

Что касается реформы армии, уже сегодня возникают подозрения в том, что конечной её целью является полное уничтожение обороноспособности России и приглашение для поддержания порядка на территории нашей страны войск НАТО — во всяком случае, и законодательная база для этого готова, и переход к натовским стандартам в сфере как организации, так и вооружения войск идёт полным ходом.

Создание Евразийского экономического союза (ЕврАзЭС) — безусловно, нужный и объективно полезный для российской экономики шаг. Но он уже в значительной степени снивелирован как передачей всех полномочий в сфере реинтеграции постсоветского пространства либеральной команде под руководством Виктора Христенко, так и вступлением России в ВТО, что приведет к сокращению почти 19 млн. рабочих мест к 2020 году.

О заключении нового российско-американского договора по сокращению стратегических наступательных вооружений (СНВ-3), которое, судя по всему, и являлось главной целью провозглашенной Бараком Обамой политики «перегрузки» в отношениях с Кремлём, сказано уже достаточно. Сокращение наших стратегических ракет без увязки с растущими возможностями системы ПРО США, размещение под видом «третьего позиционного района ПРО» ракет средней дальности в Европе с подлетным временем к Москве и Санкт-Петербургу менее 10 минут создаёт условия для нанесения безответного ядерного удара по России со стороны США и их союзников по НАТО.

Россия при Медведеве полностью «сдала» Ливию, «на очереди», похоже, — Сирия и Иран. Хотя здесь уже начинает срабатывать инстинкт самосохранения: не медведевский, конечно, а путинский. Все мы помним, как Путин высказывался против военной операции американо-британско-французских сил в Ливии, а Медведев поддержал её, объявив Каддафи «политическим трупом». Но трагическая гибель лидера Ливийской Джамахирии, наверное, всё-таки на многое открыла глаза «хозяевам Кремля», и в результате в Сирию были направлены корабли ВМФ России и противокорабельные ракетные комплексы «Яхонт», а Ирану помогли достроить АЭС в Бушере и получить современные комплексы ПВО.

Та сложная и тонкая игра-интрига, которую сегодня крайне осторожно, но весьма последовательно ведёт Дмитрий Медведев, в любой момент может быть сломана или трансформирована форс-мажорными обстоятельствами как внешнего, так и внутреннего порядка. Но не замечать её или делать вид, что её не существует, вряд ли оправданно при оценке текущей политической ситуации в Российской Федерации, а также перспектив её дальнейшего развития.