https://www.funkybird.ru/policymaker

Россия в ВТО: парадокс — больше рынка, меньше обмена

Международная печать уделила много внимания вступлению России в ВТО (Всемирную Торговую Организацию), то есть в сообщество наций, которые исповедуют законы свободного рынка, а не протекционистскую концепцию в мировой торговле. Речь шла о большом событии, которое привлекло внимание всех и которое к тому же сопровождается недавним транстихоокеанским договором США с некоторыми азиатскими и южноамериканскими странами, которые имеют выход к Тихому океану. В любом случае на первый взгляд мировая торговля расширяет свои границы. Но если посмотреть на вещи с близкого расстояния, то выясняется, что торговый обмен не увеличивается: более того в период с 2006 по 2010 годы он постоянно сокращался, что особенно сильно проявилось после мирового финансового кризиса, разразившегося в 2007 году. Все это наводит на тревожные размышления, особенно в случае Италии и Германии, которые в основном являются странами-экспортерами промышленных товаров и которые вместе с Францией играют решающую роль в экономическом росте всей Европы. Что же произошло?

До 2006 года в Европе и в Азии шло увеличение доли экспорта, который превосходил долю импорта; поэтому до этого момента умеренный спрос на мировом рынке позволял поддерживать объем торговли на приемлемом уровне. После 2007 года все меняется, потому что спрос на импорт уменьшается одновременно в Соединенных Штатах, в Европе и в Японии. Начиная с четвертого триместра 2008 года, мировая торговля испытывает резкую инверсию тенденции: в Европе обмен падает на 16%, в США на 7% и в Азии на 5%. Как известно, мировой валовой продукт в 2009 году сильно снижается, но еще больше сокращается мировой обмен товарами (на 10%). Именно по этой причине и только по этой причине, ускользнувшей от внимания большинства, Китай становится в 2009 году первым мировым экспортером, обогнав Германию. На его долю приходится 9,6% мировой торговли. Эта ситуация в сентябре 2008 года усугубляется банкротством американского инвестиционного банка Lehman Brothers, что обрушило цены на недвижимость, снизило уровень благосостояния многих семей, привело к увеличению сбережений в ущерб потреблению и инвестициям. Разразился мировой финансовый кризис, который оказал прямое влияние на мировую торговлю из-за уменьшения кредитования, а непрямое влияние проявилось в уменьшении мирового спроса на товары. У нас есть точные данные, касающиеся уменьшения благосостояния американских семей в период с 2007 по 2009 годы, которое исчисляется 130 миллиардами долларов, то есть составляет 20% от их общего богатства. В этом плане не отстает и Великобритания, где снижение благосостояния оценивается цифрой в 1000 миллиардов фунтов стерлингов в 2008 году (что составляет примерно 25% от их богатства).

Можно сказать, что мы наблюдаем сильное снижение объема продаж всех видов товаров, которые обмениваются в результате мировой торговли, как быстрого, так и длительного потребления, а также тех, которые направляются на поддержку инвестиций в машинное оборудование и технологии. Все это определяет вертикальный обвал международной торговли. На дефляционный фактор семьи отвечают тем, что перестают потреблять или начинают потреблять гораздо меньше прежнего. Предприятия же отвечают вертикальной интеграцией, то есть возвращаются к производству внутри компании большинства промежуточных товаров, в которых они нуждаются для развития цепочки производства, как это было в период с 1950 по 1980 год. Но это приводит к вертикальному обрушению межгосударственной торговли и нарушению цепочек производства на мировом уровне, которые являются стержнем глобализации. Таким образом, предприятия пытаются реагировать на кризис в предоставлении кредитов, который их душит, но это оказывает разрушительный эффект на обмен между производственными компаниями, между банками и предприятиями. Возникает что-то вроде локальной миниавтаркии (системы замкнутого воспроизводства с минимальной зависимостью от обмена — прим. переводчика). Чтобы завершить сказанное, отметим, что все это снизило доверие между давними партнерами по мировой торговле: действительно, все предприятия отвечают на кризис кредитования сокращением объемов международного обмена. Подумайте только, что сокращение международной торговли (на 12,2% в 2009 году по сравнению с 2008 годом) превысило даже уровень снижения мирового валового продукта, который за этот же период упал на 2,2%.

В некотором отношении это чудо, что перед этим явлением, которое привело к образованию примерно двухсотмиллионной армии безработных в странах, входящих в Организацию по сотрудничеству и экономическому развитию, государства все еще не проводят решительную и сильную протекционистскую политику (в этом отличие нынешнего кризиса от кризиса 1929 года). Наоборот, проявляются тенденции, противоположные протекционизму, о которых я говорил выше: вступление России в ВТО и транстихоокеанский договор. Это говорит о том, что наблюдается развитие противоположных тенденций, и все еще неясно, что случится в будущем с нашей промышленностью и потреблением, с нашим жизненным горизонтом. Мы должны об этом думать, так как являемся гражданами мира в условиях наиболее разрушительного кризиса, который когда-либо на нас обрушивался.