https://www.funkybird.ru/policymaker

Белоруссия: в чем смыкаются националисты и властная верхушка

Чем дольше я наблюдаю за современным развитием национально-культурной белорусской концепции, тем больше убеждаюсь, что она всё дальше заходит в тупик без всякой надежды выйти из него (во всяком случае, в ближайшее время). Пусть, на первый взгляд, и наметился явный консенсус между крайними националистами в лице Зенона Позняка и властной вертикалью в лице нынешнего министра культура Павла Латушко.

Разногласия между ними носят сугубо конкретный характер и состоят в отношении к действующему белорусскому президенту Александру Лукашенко. Так, З. Позняк на девятом съезде Консервативно-христианской партии – БНФ и одновременно одиннадцатом съезде Белорусского народного фронта «Возрождение», который состоялся во Дворце культуры Минского тракторного завода 28 августа 2011 года, заявил: «Существование Лукашенко во главе власти в Белоруссии стало в последние годы (и особенно сейчас) крайне опасным для государства и общества». Участники мероприятия потребовали от А. Лукашенко уйти в отставку. П. Латушко же, будучи министром культуры, естественно, демонстрирует белорусскому президенту личную лояльность.

Между тем с точки зрения самих путей формирования белорусской нации и основ белорусской культуры ярый оппозиционер Позняк (бывший научный сотрудник, наподобие Ландсбергиса или Гайдара сделавший себе политическую карьеру на яром антисоветизме в перестроечные годы, но проигравший Лукашенко в борьбе за власть) и нынешний министр культуры Латушко проявляют удивительное единодушие. А между ними есть ещё и одиозное Товарищество белорусского языка под началом Олега Трусова, и полуказённый Союз писателей Белоруссии Николая Чергинца, и пока ещё только догоняющее в вопросах белорусизации своих коллег министерство образования Сергея Маскевича. Все они в той или иной мере пекутся о национально-культурном белорусском «возрождении».

Зачем всё это нужно самим белорусам, недавно во время телевизионного ток-шоу объяснил один из записных белорусизаторов, бывший министр иностранных дел Пётр Кравченко, участвовавший вместе с беловежской троицей в развале СССР. Так, согласно Кравченко, этногенез белорусской нации ещё только предстоит завершить. Это и будет важнейшим условием вхождения Белоруссии в «европейскую семью» и окончательным уходом из-под российского крыла. Видимо, бывшему министру надоело ходить вокруг да около, вот он и озвучил то, что и так выпирает из всех этих «возрожденческих» проектов – формирование белорусской нации как самостоятельной, отличной от русской, и её переориентация на Европу.

Именно этим и объясняется очередная попытка белорусизации, стартовавшая в Белоруссии в последние годы. Причём в данном случае мы можем говорить о почти полном единодушии в признании необходимости белорусизации как со стороны оппозиции, так и со стороны деятелей культуры, литературы и белорусской властной вертикали.

Вот что говорит о России и русском обществе тот же З. Позняк: «Политика Москвы по уничтожению белорусской нации имеет давние традиции, проработанную идеологию и стереотипы. После захвата территории в конце XVIII века главным направлением этой выработанной политики в Белоруссии стала русификация, первым вопросом которой было уничтожение белорусского языка, исторической памяти и установление русской системы образования. Проработанность антибелорусского, антикультурного этноцида и позднее большевистского геноцида 20-30-х годов поражают своей разработкой, масштабом и результатами. В дело уничтожения Белоруссии (особенно в XIX столетии) было втянуто практически всё русское общество. В результате через 100-200 лет великая культура и великая белорусская цивилизация скукожились, как шагреневая кожа, память и название её почти исчезли из сознания потомков». Каково, однако! Геббельс отдыхает.

Очень многие в России пока не отдают себе отчёт, что эти семена ненависти уже проросли и дают первые всходы. Вот как Позняк оценивает суть нынешнего противостояния: «Всё идейно-социальное конфликтное поле в Белоруссии обусловлено и вытекает из главного столкновения между политикой российского империализма и белорусского национального возрождения, которое в августе 1991 года добыло независимость Белоруссии». Позняк, безусловно, проговаривается: именно противостояние белорусского национализма и западнорусской идеологии и составляют основной стержень нынешних национально-концептуальных противоречий в республике.

Несколько волн белорусизации оказались провальными – и предвоенная, и послевоенная, и третья (уже в 90-х годах прошлого века), потому что белорусы и ментально, и на бытовом уровне чувствовали себя частью русского народа. Для формирования же иного, не русского в своей сути населения, нужно время и – что более важно – изоляция от Русского мира. Проигравшие националисты последние годы всё время искали решение этой проблемы. Позняк прямо заявил, объясняя причины неудач: «Общество не успело избавиться от старого мышления, от колониального груза имперского советизма. Для этого должно было появится целое поколение, которое прошло через систему среднего и высшего национального образования». Понятно, что имеются в виду «упущенные» в смысле белорусизации годы, когда, по мнению националистов, образование, историческая наука и культура были слишком пророссийскими. Сетуя на ограничения своей деятельности со стороны белорусских властей и, прежде всего А.Г. Лукашенко, лидер националистов делает неожиданное признание: «В таких условиях традиционная деятельность белорусской партии невозможна. Однако мы научились действовать в тени и использовать возможности».

Позняк знает, о чём говорит. Обычной тактикой в таком случае является использование негосударственных общественных организаций. Внешнее ядро таких структур составляет Объединение белорусов мира «Батьковщина». Базируясь на эмигрантских кругах при непосредственной поддержке ряда западных структур, «Батьковщина» призвана в первую очередь консолидировать зарубежную белорусскую диаспору, не дать ей раствориться в русской (что часто имеет место) и одновременно давить на власти Белоруссии, показывая, в какую сторону ждут движения зарубежные соотечественники.

Понятно, что нынешние власти не могут пойти навстречу таким требованиям, как изменение государственной символики, а тем более – смены политического строя, но вот в вопросах белорусизации и «стратегии культурного развития» «Батьковщина» оказывает серьёзное влияние на ситуацию в республике. Нынешний министр культуры П. Латушко, который был послом в Польше, приложил немало усилий к налаживанию связей с внешней белорусской диаспорой. Это своеобразный аналог системы работы с российскими соотечественниками. Но, в отличие от российского варианта такого взаимодействия, белорусские соотечественники стремятся весьма активно вмешиваться во внутреннюю жизнь страны и, прежде всего, требуют отмены государственного статуса русского языка и активизации процесса белорусизации. 19 июля 2009 года пятый съезд «Батковщины» принял обращение под названием «Белорусский язык – основа независимости Белоруссии», в котором делегаты, в частности, потребовали: «Остановить русификацию, обеспечить равное с русским языком финансирование из государственных источников сферы употребления белорусского языка – тем самым обеспечить реальное равноправие белорусского языка во всех сферах государственного и общественного использования».

На первый взгляд говорится только о равноправии, однако не стоит забывать, что русский язык является основным во всех сферах жизни Белоруссии, и даже 50-процентное финансирование сферы использования белорусского (что, по мнению националистов, станет лишь первым этапом) будет означать масштабную принудительную белорусизацию Конечно, далеко не все зарубежные белорусы придерживаются такого мнения, однако они не имеют альтернативной организации и либо интегрированы в русские организации, либо и вовсе не проявляют никакой общественной активности.

Внутри страны основу актива белорусизации представляет Товарищество белорусского языка во главе с этническим русским, выступающим за отмену государственного статуса русского языка, Олегом Трусовым. ТБЯ выступает с теми же требованиями, что и «Батьковщина».

Апеллируя к такому «единодушию всего белорусского общества» в лице как местных, так и заграничных белорусов, первым во властной вертикали отреагировал министр культуры П. Латушко. 8 июня 2011 года в эфире первого канала белорусского телевидения он заявил: «Белорусский язык является гениальным произведением нашего народа… Мы должны понимать белорусскую мову. Во-вторых, мы должны её уважать и любить, а в-третьих – по возможности, говорить. Если мы будем идти этими путями – мы придём к тому, что язык будет использоваться более широко», после чего призвал подтверждать сказанное на личном примере. Любопытно, что П. Латушко стал первым из министров, кто официально перешёл на белорусский язык, чем создал своеобразный прецедент, так как у самого А.Г. Лукашенко с белорусским не очень, и раньше это делать просто боялись. Впрочем, наивно было бы полагать, что Латушко пошёл на этот шаг без прямого согласия президента.

Неудивительно, что у Латушко тут же нашлись последователи. Так, в ноябре 2011 года на заседании девятой сессии Палаты представителей Национального собрания белорусские парламентарии обсуждали языковую ситуацию, задавали министру образования С. Маскевичу вопросы о том, что министерство делает в сфере белорусизации и почему, например, история страны преподаётся по-русски. Министр обещал всё это поправлять и направлять, но при этом посетовал на несознательных белорусов, которые всё реже отправляют своих детей в белорусские школы. Между тем министр так и не упомянул о том, что в белорусские школы вынуждены направлять своих детей сельчане, так как русских школ на селе нет, а вот в городах в белорусскую школу родителей привлечь практически нереально – даже дети из семей националистов относятся к такой перспективе зачастую достаточно критично. Что же касается преподавания истории Белоруссии на русском языке, то это делается из-за требования самих студентов и учеников – им так и удобнее, и понятнее, и комфортнее, и проще. Министр неожиданно поделился и личным мнением, поставив под некоторое сомнение результаты языкового референдума: «Нужно обязать граждан в одинаковой степени владеть обоими языками в объеме базовой средней школы. И одним языком, и вторым. Это должно быть не право, как сейчас, а обязанность. Это моя личная точка зрения. Со временем, я думаю, так и будет». Иначе говоря, министр образования предлагает всё ту же насильственную белорусизацию, превратив её в обозримом будущем в «обязанность». О том, что народ уже отверг такую «обязанность» на референдуме, министр предпочёл не вспоминать.

К этим предложениям тут же добавил и свои собственные председатель Союза писателей Белоруссии Николай Чергинец, в последнее время то и дело попадающий во всевозможные скандалы. На этот раз отставной генерал в своём интервью «Комсомольской правде» 13 декабря 2011 года предложил особые преференции изучающим белорусский язык. Он также всерьёз посетовал на отсутствие курсов по изучению белорусского языка для иностранцев и тут же предложил: «И чтобы ликвидировать этот пробел, мы предлагаем для всех желающих, ненавязчиво, организовать курсы белорусского языка. Причем такие курсы могут быть в каждой организации, в воинских частях… И чтобы не дать погибнуть родному языку, нужно привлечь народ к изучению белорусского. А стимулом может стать сокращение на час рабочего дня». Чергинец отметил, что преподавать на таких курсах могут белорусские писатели.

Весь комизм ситуации в том, что националисты терпеть не могут Чергинца как раз потому, что тот сам плохо владеет белорусским языком. На предложение начать с себя и записаться на такие курсы он решительно отказался: «Я уже нет, время прошло. И писать на белорусском не начну – поздно. Но в белорусскоязычной компании разговор поддержать могу, хоть в большинстве случаев общаюсь на русском языке». А почему же главный белорусский писатель-генерал так и не выучил белорусский? Не было способностей или желания? Или необходимости? Во всяком случае, такое позднее «прозрение» наводит на определённые размышления.

Всё вышеизложенное явно показывает, что в Белоруссии стартовал новый виток белорусизации. Между тем это движение ведёт не вперёд, а в тупик. Дело в том, что, несмотря на кажущееся единодушие и властной вертикали, и большинства общественных организаций, само население крайне скептически настроено в отношении призывов массово белорусизироваться. И связано это с элементарным здравым смыслом. В практически полностью русскоговорящей Белоруссии носители белорусского языка воспринимаются в качестве хоть и местной, но всё же экзотики, а все местные сельские говоры довольно далеки от официального белорусского. Зачем же учить то, что не имеет никакого практического смысла?

Иными словами сами белорусы уже давно выбрали русский в качестве и родного, и основного языка. Да, большинству внушили, что они забыли свой родной язык, но даже и в этом случае среднестатистический белорус, отдав дань уважения горестным вздохам по поводу гибнущей мовы, на практике не торопится бросаться на её освоение. Сами националисты признают это. Вот что говорится в том же обращении «Батковщины» «Белорусский язык – основа независимости Белоруссии»: «Недопустимая ситуация с белорусским языком в сфере образования. В Белоруссии существует несколько (выделено мной. – А.З.) белорусскоязычных дошкольных учреждений. В начале 2008-2009 учебного года количество учащихся всех типов школ составляла 1 064 466, в том числе в школах с белорусским языком обучения – всего 195 592 (18,4% от общего количества), с русским языком обучения – 792 535 учащихся (74,4%). В сравнении с прошедшим учебным годом количество общеобразовательных учреждений с белорусским языком обучения уменьшилось на 1,7% (за счёт закрытия малокомплектных сельских школ. – А.З.). В 2008-2009 учебном году в первых классах обучались 91 290 учащихся, из которых 73 579 (83,3% от общего количества) обучались на русском языке, 14 712 (16,7%) – на белорусском. Из общего количества учащихся первых классов общеобразовательных учреждений городской местности на белорусском языке учится 1,9%, на русском – 98%. В сельской местности эти показатели следующие: на белорусском языке обучаются 68,6% учащихся, на русском – 31,4%. Среди 54 высших учебных заведений нет ни одного с целиком белорусскоязычным преподаванием».

Что ж, анализ вполне красноречив. Остаётся добавить, что всё это происходит при безуспешных попытках сформировать в стране отдельную, не русскую нацию. И вопрос языка здесь наиболее сложен для националистов. Несмотря на все их призывы, конкурсы на белорусские филологические факультеты остаются одними из самых низких, а обучаться на платной основе вообще никто не хочет. Это лишний раз показывает, как новое поколение белорусов оценивает перспективы белорусизации. К слову, я представляю себе лица иностранцев, закончивших платные курсы белорусского и неожиданно обнаруживших, что этим языком никто в Белоруссии не пользуется!

Таким образом, с одной стороны, мы имеем кажущийся общественный консенсус элит на продолжение насильственной белорусизации, а с другой – полное нежелание белорусов белорусизироваться на самом сложном для националистов бытовом уровне. Всё это и составляет современный национально-концептуальный тупик. Очевидно, что возник он в том числе и из-за упорного игнорирования властью и элитами того факта, что белорусы являются одной из ветвей единого русского народа и уже в силу этого русский язык является для них родным, а вовсе не средством общения, якобы навязанным «соседним народом».