https://www.funkybird.ru/policymaker

Российской «власти придется идти на компромисс со всем обществом»

У нас в студии Кристина Курчаб-Редлих, корреспондент польских СМИ, много лет проработавшая в России, автор книги «Головой о стену Кремля». Здравствуйте.

КРИСТИНА КУРЧАБ-РЕДЛИХ, собственный корреспондент ряда польских СМИ в России: Здравствуйте, и добрый день телезрителям.

На выступлениях в Москве мы видели желто-черные флаги Российской Империи, красные с серпом и молотом. Фактически все политические силы выступают против результатов, как говорит оппозиция, сфальсифицированных выборов. Может ли из этого вырасти революция?

КРИСТИНА КУРЧАБ-РЕДЛИХ: Итоги прошедших выборов — это последняя искра, которая вспыхнула в давно складывавшийся костер. Революции назревают очень медленно. Этот бунт поспевал уже давно, по крайней мере, последние два года. Наблюдать его можно было, прежде всего, в Интернете. Сетью сейчас пользуются 50 миллионов жителей России, а 70% из них — обитатели небольших городов и селяне. Едва ли можно сказать, что это бунт больших городов. Какие лозунги мы слышим? В первую очередь: «Перестаньте нас игнорировать!», «Считайтесь с нами!»

Мы воспринимаем россиян как народ, который не дорос до демократии, с которым можно сделать все, что захочешь. Но они так же, как мы когда-то, теперь перестают терпеть унижение. И это главная примета нынешнего бунта, который может как перерасти в революцию, так и сойти на нет.

А что изменилось? Еще два года назад россияне в большей степени терпели передачу власти из рук в руки, силовые действия милиции, а теперь не хотят.

КРИСТИНА КУРЧАБ-РЕДЛИХ: Россияне надеялись, что Медведев останется у власти. И хотя его считали марионеткой Путина, тем не менее он олицетворял надежды хоть на какое-нибудь обновление. Полагали, что если он останется, то за ним есть какие-то силы, которые позволят провести реформы.

Ведь за последние годы, за время правления Путина, а это 10 лет, при таких огромных доходах в бюджет не увеличились расходы на медицину. Россия по этому показателю находится на одной строчке с Эквадором и Марокко. Алкоголизм достиг небывалых масштабов — 19 литров спирта на душу населения. 3 миллиона наркоманов. И люди просто поняли, что за ширмой обещаний Путина на деле ничего не стоит.

Кроме того, самой большой пощечиной стало то, что Путин и Медведев между собой решили, не спрашивая россиян, кто будет президентом, а кто премьер-министром. Для народа это была последняя капля.

Как протесты с участием тысяч и десятков тысяч людей в больших и малых городах могут повлиять на выборы президента России, на выборы Путина?

КРИСТИНА КУРЧАБ-РЕДЛИХ: Надо уточнить. На последних выступлениях в Москве было 150 тысяч человек, и акции проходили еще в 140 городах. Это огромное число. Что теперь будет? Господа там, наверху, которые утратили всякую связь с реальность, с этой реальностью столкнулись лицом к лицу. И сейчас они идут на умиротворение недовольных, например, разрешают проводить митинги.

Посмотрите, что происходило в Санкт-Петербурге. Правда же. Надо отметить, что организаторы прошедших митингов, на которые они получили разрешения, потом оказались под арестом на 15 суток. А 15 суток ареста в Москве — это не то же самое, что 15 суток отсидеть в Варшаве.

И что дальше? Власти идут на уступки и выигрывают время в надежде, что эти протесты сами собой как-нибудь стихнут. Затрудняюсь сказать, согласятся ли они на досрочные парламентские выборы. Я очень в этом сомневаюсь. Но власть постарается пойти на компромисс с оппозиционными силами, понимая, что эти силы на компромисс не согласятся. Разумеется, это повлияет не только на выборы президента. Я сильно сомневаюсь в том, что кто-то из оппозиции, которая не может заявить о себе с телеэкранов уже многие годы, сумеет получить достаточную поддержку в обществе. Но власти придется идти на компромисс со всем обществом, дать ему больше.

Отнесется ли народ, который довели до края, к этому с презрением? Или примет, в чем я сомневаюсь? Во всяком случае, можно надеяться, что процесс, начавшийся сейчас, продлится еще долго.