https://www.funkybird.ru/policymaker

Геополитические коллизии в Нигерии. Часть 1

Нигерия, самая густонаселенная страна Африки и крупнейший поставщик нефти на континенте, со всей очевидностью систематически ввергается в хаос и состояние гражданской войны. Недавнее неожиданное решение правительства Гудлака Джонатана отменить субсидии на импортный бензин и другое топливо имеет намного более зловещую подоплеку, чем обычная коррупция, и ключевую роль здесь играет базирующийся в Вашингтоне Международный валютный фонд (МВФ). Похоже, что наряду с населением Нигерии в проигравших оказался и Китай.

Недавние забастовки в знак протеста против резкой отмены правительственных субсидий на бензин и другое топливо, которые на короткое время остановили экономическую жизнь в Нигерии, стали неожиданностью для большинства населения в стране. Несколькими месяцами ранее президент Джонатан обещал основным профсоюзным организациям, что проведет постепенный четырехэтапный процесс отмена субсидии, чтобы ослабить экономическое бремя. Вместо этого он без предупреждения объявил о непосредственном полной отмене субсидий с 1 января 2012 года. Это была, мягко говоря, «шоковая терапия».

Нигерия сегодня – один из важнейших в мире производителей легкой, низкосернистой сырой нефти, точно такой же высококачественной сырой нефти, которую производят Ливия и британское Северное море. Страна демонстрирует все признаки того, что государство ввергается в глубокий хаос. Нигерия — пятый крупнейший поставщик нефти в Соединенные Штаты и двенадцатый среди крупнейших поставщиков нефти в мире, с уровнем добычи, превышащим два миллиона баррелей в день — наравне с Кувейтом и сразу после Венесуэлы.

Любопытный выбор времени требования субсидии от МВФ

Несмотря на свое нефтяное богатство, Нигерия остается одной из беднейших стран Африки. Известные месторождения нефти сконцентрированы вокруг обширной дельты Нигера, примерно между Порт-Гаркортом и простирающимися в направлении столицы Лагоса новыми большими находками в Гвинейском заливе. Нефть Нигерии разрабатывается и в значительной степени экспортируется англо-американскими гигантами — Shell, Mobil, Chevron, Texaco. Также присутствует итальянская Agip, а с недавнего времени, что неудивительно, соглашений с Лагосским правительством о разработке и инфраструктуре в нефтяной отрасли начали искать и китайские государственные нефтяные компании.

Странно, что несмотря на нефтяное богатство, и возможность зарабатывать долларовый экспортный доход и строить свою внутреннюю инфраструктуру, правительственная политика Нигерии сознательно привела собсвтенные мощности по переработке нефти на грань развала. В результате большая часть бензина и другие очищенные нефтепродукты, используемые, чтобы стимулировать транспортировку и промышленность, вынужденно импортируется. Чтобы оградить население от высоких затрат на импортный бензин, центральное правительство субсидировало цены.

До 1 января 2012 года. Именно в этот день без заблаговременного предупреждения президент Гудлак Эбеле Азикайва Джонатан объявил о немедленной отмене всех топливных субсидий. Цены за бензин за считанные часы поднялись почти втрое с 65 найр (35 центов) за литр до 150 найр (93 цента). Это оказало воздействие на всю экономику в целом, включая цены на зерно и овощи.

Оправдывая этот шаг, управляющий Центрального банка Ламидо Сануси настаивал на том, что “эти деньги будут использованы в социальной сфере и в инфраструктурном развитии, которое принесет больше пользы нигерийцам и спасет страну от экономического раскола”.
Президент Гудлак Джонатан говорит, что он постепенно сокращает субсидии в рамках шагов по “очистке нигерийского правительства”. Если это и так, то планируемые им шаги отнюдь не очевидны.

Огромный внезапный скачок внутренних цен на топливо вызвал общенациональные протесты, которые угрожали полностью остановить экономику страны к середине января. Президент ловко сбил протесты, объявив частичное восстановление прежних цен, но оставив их в два раза выше, чем декабре. Федерация профсоюзов немедленно отозвала протесты. Затем, окончательно сняв маску, правительство Гудлака Джонатана вывело на улицы вооруженные силы, чтобы “сохранять порядок” и де-факто предотвратить новые протесты. Все это происходило на фоне одной из самых кровавых волн подрывов и убийств террористической секты Боко Харама, создавшей атмосферу чрезвычайного хаоса.

Дымящийся пистолет МВФ

Этими беспорядками от международного внимания была скрыта та очевидная роль, которую во всем этом сыграл МВФ. Подозрительно вовремя в Нигерии побывала директор Международного валютного фонда Кристин Лагард, за несколько дней до внезапного решения президента Джонатна об отмене субсидий.
По общему мнению, МВФ и нигерийское правительство на сей раз были осторожны, чтобы не засветиться явно, как в Тунисе, где продовольственные протесты в 2011 году стали спусковым механизмом для путча.

Во время своего визита Лагард сказала, что “Программа Преобразования” президента Джонатана для отмены госконтроля «является программой для Нигерии, которую выполняют нигерийцы. Международный валютный фонд должен здесь поддержать Вас и быть для Вас лучшим партнером.» Мало кого из нигерийцев это убедило. 29 декабря Агентство Рейтер написало: «Международный валютный фонд убедил страны Западной и Центральной Африки сократить топливные субсидии, которые, как говорят, не эффективны для прямой помощи бедным, но в реальности способствуют коррупции и контрабанде. За прошлые месяцы правительства в Нигерии, Гвинее, Камеруне и Чаде предприняли шаги, чтобы сократить государственные субсидии на топливо.»

Далее, подтверждая роль, которую сыграли США и давление МВФ на нигерийское правительство, Джеффри Сакс, Специальный Советник Генерального секретаря ООН, во время встречи с президентом Джонатаном в Нигерии в начале января объявил решение Джонатана забрать нефтяную субсидию “смелой и правильной политикой.”

Сакс, бывший гарвардский профессор экономики, стал печально знаменит в начале 1990-х, предписав «шоковую терапию» МВФ для Польши, России, Украины и других государств бывшего коммунистического блока, которая открыла западным транснациональным корпорациям бесценные государственные активы для фактического разграбления.

Принятие внезапного решения отменить внутренние субсиди на топливо выглядит еще более подозрительно, поскольку выполнено в манере, в которой Вашингтон и МВФ оказывают давление только на избранные страны. Нигерия сегодня продает нефть за 1$ за литр или примерно 3,78$ за американский галлон, что совсем не дешево. Бруней, Оман, Кувейт, Бахрейн, Катар, Саудовская Аравия, все предлагают собственному населению бензин куда дешевле. Жители Саудовской Аравии тратят 17 центов, Кувейта — 22 цента.
В США бензин стоит 89 центов за литр.

Это означает, что Международный валютный фонд и Вашингтон вынудили одну из самых бедных экономических систем в Африке наложить на своих граждан огромный налог, используя неправдоподобный аргумент о том, что это поможет устранить коррупцию в государственном нефтяном секторе. МВФ хорошо знает, что устранение субсидий ничего не изменит с коррупцией в верхах.

Если бы Международный валютный фонд и Всемирный банк были действительно обеспокоены здоровьем внутренней нигерийской экономики, они оказали бы поддержку для восстановления и расширения промышленности по переработке собственной нефти, чтобы страна больше не импортировала очищенные нефтяные продукты, используя для этого драгоценные ресурсы государственного бюджета. Самым легким способом это сделать было бы двухлетнее соглашение между Китаем и нигерийским правительством, чтобы инвестировать приблизительно $28 миллиардов в обширное расширение индустрии по очистке нефти.

Все было наоборот — преступная клика внутри Нигериской национальной нефтяной корпорации (NNPC) и правительства, получавшая огромную прибыль от старой системы субсидий, внезапно ее удвоила и потенциально утроит, чтобы поддержать старую коррумпированную систему импорта, и, конечно, саботировать китайское строительство очистительного завода, которое могло положить конец их празднику жизни.

Отрезать нос, чтобы лицу было досадно…

Вместо того, чтобы приносить пользу обычным нигерийцам, как утверждает МВФ, устранение субсидий и дальше ввергает в нищету 90 процентов населения, живущего меньше чем на 2$ в день согласно Маллэму Сануси Ламидо Сануси, управлящему нигерийского ЦБ.
В стране, в которой проживает 148 миллионов, приблизительно 40 миллионов являются безработными.

Поскольку транспортные расходы — значимый фактор в поставке продовольствия в города, инфляция цен на продовольственные товары взлетела наряду с затратами общественного транспорта для большинства более бедных нигерийцев. Согласно нигерийскому Leadership Sunday, “цены на предметы потребления, которые поднялись при подъеме цен на топливо, теперь не снижаются.” Все, от уличных продавцов овощей до мойщиков автомобилей и придорожных фотографов, ощутили на себе шок от повышения цен на топливо. Безработица растет, поскольку предприятия малого бизнеса сворачиваются.

Аргумент МВФ и правительства Джонатана состоит в том, что после освобождения цен на топливо деньги стали бы доступны большему количеству социальных служб и восстановили бы «инфраструктуру» Нигерии. И МВФ и правительство знают, что было бы намного более экономически жизнеспособно заменить текущую коррумпированную систему импорта бензина и очищенного топлива инвестициями в восстановление внутренней способности нефтепереработки в Нигерии.

Сон Гиох из Nigerian Awareness for Development organization заявил: “Разве не будет более целесообразно оказать давление на правительство, чтобы вернуть нефтеперерабатывающие заводы к полной производительности, дав толчок для преобладания и конкурентоспособности местных отраслей промышленности?”
Гиох указал на источник проблемы: “Почему правительство за правительством оставляют нефтеперерабатывающие заводы в плохом состоянии, тратя огромный средства на субсидии? Есть ли шанс, что сбережения от отмены субсидий пойдут непосредственно на реабилитацию нефтеперерабатывающих заводов? Отмена госконтроля подразумевает, что NNPC больше не будет управлять монополией в импорте очищенных нефтепродуктов, или действительно это лобби — корыстный путь выживания, чтобы сохранить свою монополию?” Он завершает: “В любом случае, есть серьезное основание сомневаться, что отмена субсидии решит проблему топливного дефицита, поскольку клика только перегруппируетчя, чтобы изменить тактику, факт,который нигерийцы слишком хорошо знают.”

После того, как Нигерия частично национализировала свой нефтяной сектор в конце 1970-х, она также взяла под свой контроль очистительный завод Shell Oil в Порт-Гаркорт. В 1989 году там построен второй завод. Оба нефтеперерабатывающих завода попали в серьезное плохое состояние после 1994 года, когда военная диктатура Абача сократила прибыли Нигерийской Национальной Нефтяной Компании (NNPC) от внутренней продажи продуктов очищенной нефти, таких как бензин, с 84 % до 22 %. Это вызвало наличный кризис в NNPC и остановку обслуживания очистительного завода. Сегодня вообще только один из четырех нефтеперерабатывающих заводов работает.

Все, что с тех пор развивалось, так это система NNPC по импортированию иностранного бензина и других усовершенствованных продуктов для внутренних потребностей Нигерии, естественно по намного более дорогой стоимости. Ценовые субсидии были призваны уменьшить эту более высокую стоимость импорта, вряд ли разумное решение, но очень прибыльное для тех коррумпированных элементов в государственном и частном секторе, готовых буквально на убийство ради доступа к процессу импорта.

Криминальное предприятие NNPC

Международный валютный фонд хорошо знает о реальной причине проблем топливной промышленности Нигерии. Нигерийский законодательный комитет, исследующий источники проблем промышленности, недавно опубликовал отчет, документирующий, что, по крайней мере, $4 миллиарда ежегодно отнимаются у налогоплательщиков благодаря коррупции в недрах государственной NNPC. Согласно выводам комиссии, “каждый день топливные импортеры покупают 59 миллионов литров топлива. Страна ежедневно потребляет 35 миллионов литров. Это оставляет 24 миллиона литров нефти доступными контрабандистам, чтобы экспортировать ее, уже оплаченную правительственными топливными субсидиями. Это стоит нигерийцам примерно $4 миллиардов ежегодно, согласно Агентству Рейтер.”

Нигерийское правительство сообщило, что 7.5 миллиардов долларов, потраченные ежегодно на топливные субсидии, могли бы использоваться, чтобы обеспечить отчаянно необходимую инфраструктуру. Но они опускают любое упоминание о необузданном перекачивании прочь нефти на $4 миллиардов контрабандистами черного рынка, по сообщениям с попустительства высоких правительственных чиновников NNPC, чтобы продать их соседним странам со огромной прибылью. Очищенное импортное топливо, по сообщениям, контрабандой поставляется в соседние страны: Камерун, Чад и Нигер, где цены на бензин намного выше, согласно Абдуллахи Умару Гандьюджу, заместителю управляющего Kano State.

Мишень МВФ — Китай?

Основным геополитическим фактором, который вообще был проигнорирован в недавнем обсуждении нигерийской нефтяной политики, является растущая роль Китая в стране. В мае 2010 года, только спустя несколько дней после того, как президент Джонатан был приведен к присяге, Китай подписал внушительное соглашение на $28,5 миллиардов с его правительством, чтобы построить три новых нефтеперерабатывающих завода. Это никоим образом не вписывается в планы ни Международного валютного фонда, ни Вашингтона, ни англо-американских нефтяных ТНК.

China State Construction Engineering Corporation Limited (CSCEC) подписала соглашение построить три завода по очистке нефти с Nigerian National Petroleum Corporation (NNPC), это была крупнейшая сделка, которую Китай заключил в Африке. Шеху Ладан, глава NNPC, сказал на церемонии подписания, что дополнительные нефтеперерабатывающие заводы уменьшат на $10 миллиардов ежегодные затраты на импорт. На январь 2012 три китайских проекта по нефтепеработке были все еще в перспективном проектировании, по сообщениям, будучи заблокированными влиятельными группировками, извлекающими пользу от существующего коррумпированной системы импорта.

В собщении China Daily в прошлом ноябре цитировалось высказывание Олусегуна Олутойина Агэнгу, министра торговли и инвестиций Нигерии, что Нигерия искала еще китайских инвесторов для своих энергетической и горной отраслей и для сельского хозяйства. В прошлом сентябре, посещая Пекин, управляющий центрального банка Нигерии Ламидо Сануси объявил, что его страна запланировала инвестировать от 5 до 10 процентов своих золотовалютных резервов в китайскую валюту, отмечая, что он считает, что юань становится резервной валютой. В 2010 году ссуды Китая и экспорт в Нигерию превысили $7 миллиардов, в то время как Нигерия экспортировала $1 миллиард сырой нефти, заявил Сануси.

До сих пор Нигерия держала приблизительно 79 % своиз ЗВР в долларах, остальное в Евро или Стерлинге, все из которых выглядят рискованными нак фоне финансовых и долговых проблем. Шаг главного поставщика нефти в сторону от долларов, добавленный к подобным шагам, сделанным недавно Индией, Японией, Россией, Ираном и другими, предсказывает дурные вести для длительной роли доллара как доминирующой мировой резервной валюты.
Ясно, что кое-кто в Вашингтоне не был этим доволен.

Китайцы также участвуют в аукционах, чтобы получить прямую долю в богатых запасах нефти Нигерии, до сих пор англо-американской вотчине. В июле 2010 года CNPC Китая (Китайская Национальная Нефтяная Корпорация) выиграла четыре предлагаемых нефтяных блока – два в дельте Нигера и два в границе с Чадским Бассейном, планируя стать основным инвестором в Кадунском нефтеперабатывающем заводе и строительстве двухколейной железной дороги Лагос-Кано.
Также нефтяная компания Китая CNOOC Ltd имеет в Нигерии крупную оффшорную производственную зону.

Давление Международного валютного фонда и Вашингтона для того, чтобы снять субсидии на импортированное топливо, является ключевой точкой в смысле будущего Китая в энергетике Нигерии. Очевидно, что отмена субсидий никоим образом не принесет пользу нигерийцам. Еще большую тревогу вызывает в этом контексте новая скоординированная волна террористических убийств и взрывов, сделанная руками таинственной и подозрительно хорошо вооруженной Boko Haram. Это мы рассмотрим позже в контексте недавнего преобразования Нигерии в главный центр наркотрафика.