https://www.funkybird.ru/policymaker

Произойдёт ли в Белоруссии революция сверху?

Похоже, в Белоруссии назревает очередная истерия, связанная с возможностями политических преобразований сверху. Главным поводом к этому послужило заявление белорусского президента, сделанное им 17 января 2012 года в интервью китайским СМИ: «необходимо реагировать на изменения международной ситуации. Поэтому мы сегодня изучаем определенные тенденции в мире. И, конечно же, мы и приспосабливаться будем, и модернизировать нашу политическую систему. Проведем парламентские выборы. И, думаю, что нам надо обратить серьезное внимание на политическую реформу, или реформу политической системы нашей страны».

Слова главы Белоруссии о возможности проведения политической реформы всколыхнули оппозиционные умы, которые, казалось, уже окончательно распрощались с активной политической деятельностью внутри страны. Однако, почему-то в большинстве случаев белорусские аналитики, представляющие неправительственные организации (государственные СМИ либо хранят молчание, дожидаясь пояснений сверху, либо просто констатируют факт существования данного заявления), практически в один голос говорят только о реформировании избирательной системы, связывая ее с возросшей деятельностью пропрезидентского общественного объединения «Белая Русь». То есть, по мнению белорусских «экспертов», чуть ли не единственно правильным и возможным шагом должно стать превращение белорусской мажоритарной избирательной системы, при которой голосование ведется за одного конкретного кандидата, в пропорциональную, где законодательная власть формируется на основе партийных списков. Иного развития ситуации пока практически никто не видит.

Однако следует помнить, что политическая система намного сложнее, чем просто совокупность определенных правил существования различных политических институтов внутри страны, и ее функционирование не всегда напрямую зависит от того, по каким правилам будут проходить выборы. Тем более что в современной Белоруссии переход к пропорциональной избирательной системе практически невозможен. И на это есть ряд субъективных и объективных причин.

Во-первых, сегодня в республике официально на бумаге существует пятнадцать политических партий, которые условно можно разделить на два лагеря: партии, поддерживающие курс президента (Аграрная, Коммунистическая, Патриотическая, Труда и справедливости, Социально-спортивная и Республиканская) и партии, его не поддерживающие (две партии Белорусского народного фронта, две социал-демократические «Громады», зеленые, Объединенная гражданская, Народного согласия, Объединенных левых и, в зависимости от конъюнктуры, Либерально-демократическая). При этом формально и те и другие являются оппозиционными, так как не имеют своего представительства в органах власти. Более того, их достаточно сложно четко разделить на какие-то идейно-политические течения, так как, несмотря на провозглашение коммунистических, социал-демократических, патриотических или каких-либо иных идей, между всеми белорусскими партиями провести более или менее четкие границы кроме одной, практически невозможно: либо ты за президента, либо против.

Единственное, что сегодня объединяет все полтора десятка политических партий в Белоруссии — это их немногочисленность, неузнаваемость и низкая активность. Так называемые оппозиционные партии видят главную причину этого не только в личности президента, но и в существующем ныне законодательстве и, в первую очередь, избирательном, которое не способствует развитию всей партийной системы. Проправительственные партии, политическую деятельность которых заметить еще сложнее, и вовсе формально всем довольны и не спешат делать каких-либо заявлений. В подобных условиях, когда ни одна из ныне существующих политических партий не способна не только самостоятельно прийти к власти и удержать ее, но и абсолютно не интересна белорусскому электорату, трансформация избирательной системы вряд ли приведет к каким-то положительным результатам. Более того, в силу низкой политической культуры как белорусских политиков, так и большинства населения республики, создание любого законодательного органа на основе многопартийности сегодня приведет всю политическую систему в ступор. Так, например, это было на Украине, когда в период кризиса все, на что оказалась способна Верховная рада — это принять с третьей попытки в феврале 2009 года закон о защите летучих мышей. Отсутствие традиций парламентаризма и культуры гражданской ответственности, что характерно не только для белорусского общества, но и для большинства бывших советских республик, являются, на наш взгляд, одним из основных препятствий на пути реформирования избирательной системы, чего не могут не понимать в руководстве страны. Правда, вопрос о том, насколько данное положение устраивает нынешнюю власть, остается открытым, так как события последних месяцев заставляют усомниться в том, что в белорусском руководстве четко понимают, что происходит в стране и что нужно делать.

Во-вторых, сегодняшние утверждения о том, что власть готовит некий переворот в избирательной системе государства, базируется не только на достаточно пространных заявлениях Александра Лукашенко, Лидии Ермошиной и ряда других политических деятелей республики, но и на возросшей в последние несколько месяцев деятельности Республиканского общественного объединения «Белая Русь». Так, 19 января 2012 года заместитель председателя объединения Александр Шатько заявил, что после парламентских выборов в октябре нынешнего года планируется провести съезд, на котором будет принято решение о преобразовании организации в политическую партию. Надо сказать, что подобные заявления уже неоднократно звучали из уст представителей «Белой Руси», но до сих пор новой партии в стране так и не появилось. Дело в том, что данное общественное объединение изначально представляло собой некую закрытую организацию, куда должны были входить государственные чиновники всех рангов, и лишь недавно было принято решение о расширении её состава за счет рядовых граждан. Правда, для того, чтобы влиться в стройные ряды поддерживающей курс президента «Белой Руси», необходимо получить две рекомендации от уже действующих членов, что тормозит превращения организации в массовую партию. Более того, по существующему законодательству государственные чиновники не имеют права быть членами каких-либо политических партий. Конечно, изменение существующей законодательной базы может быть брошено на алтарь изменений политической системы, однако в этом для нынешней власти кроится куда больше негативных моментов, нежели повышение имиджа на международной арене.

Представим, что белорусские власти действительно решились на шаг создания марионеточной партии власти на основе «Белой Руси» и, изменив действующее законодательство, провели следующие выборы в Национальное собрание на основе партийных списков. Учитывая тот факт, что нынешние оппозиционные политические партии вряд ли смогут составить хоть какую-то серьезную конкуренцию вертикали власти, то парламент будет полностью сформирован из пропрезидентского блока. Поэтому возникает закономерный вопрос: зачем ныне существующему политическому режиму, имеющему в своем подчинении полностью контролируемый парламент, производить какие-либо изменения, рискуя при этом получить в будущем конкурента в лице повысивших среди электората авторитет партий? Ответ, на наш взгляд очевиден, тем более что недооценивать нынешнее руководство Белоруссии не стоит. Маловероятно, что современная власть не представляет, какую угрозу ее существованию несет развитие парламентаризма и политического плюрализма. Среди тех, кто сегодня находится у руля не только Белоруссии, но и большинства бывших советских республик, все еще свежа память о судьбе СССР и возглавлявшей его Коммунистической партии. Даже такая, казалось бы, полностью контролируемая организация, как КПСС, в определенные периоды своего существования становилась могильщиком советских вождей. Чего только стоит судьба Хрущева. Поэтому надеяться на то, что в скором времени в Республике Беларусь произойдут кардинальные изменения в избирательной системе, на наш взгляд, не приходится.

Политическая трансформация в Белоруссии, по всей видимости, будет иметь несколько иной характер, чем тот, на который надеются оппозиционные деятели. При этом изменения, на наш взгляд, не будут столь кардинальными, как того хотят многие в республике.

С одной стороны, белорусская вертикаль власти будет медленно подвергаться косметическому ремонту, когда из нее, по собственной воле или насильно, будут изъяты непригодные для дальнейшего функционирования элементы и чиновники. Об этом свидетельствует ведущаяся уже не первый месяц борьба с коррупцией, которая преподносится простому населению как один из главных механизмов политической трансформации. Коррупционные скандалы, не утихающие уже который месяц, коснулись практически всех уровней политической власти республики. Так, в декабре минувшего года был арестован командующий Военно-воздушными силами и войсками ПВО Белоруссии Игорь Азаренок, который буквально через месяц был признан виновным в получении взятки в особо крупном размере и отправлен на 9 лет в колонию усиленного режима с конфискацией имущества. Тогда же от занимаемой должности был освобожден заместитель министра внутренних дел Евгений Полудень, а в январе 2012 года и первый заместитель министра внутренних дел Олег Пекарский за «совершением проступков, дискредитирующих звание сотрудника органов внутренних дел». Дела же чиновников рангом пониже и вовсе исчисляются десятками. Помимо разрекламированной борьбы с коррупцией, в соответствие с постановлением правительства № 1784 «Об организации работы по реализации пилотного проекта в Аппарате Совета Министров Республики Беларусь», в ближайшее время планируется сократить численность сотрудников аппарата Совета министров на 20%. Правда пока не ясно, кому придется уйти и куда. Однако само постановление уже свидетельствует о том, что правительство республики понимает несостоятельность содержания разросшегося бюрократического аппарата и необходимость его уменьшения до приемлемых пределов. Подобные мероприятия, которые сегодня преподносятся Западу и простому народу как начало политической либерализации, конечно вряд ли изменят саму систему организации власти в республике, однако определенно будут способствовать сохранению социального спокойствия, чего так рьяно добивается белорусская номенклатура.

С другой стороны, по мнению ряда аналитиков, изменения политической системы РБ могут быть куда более радикальными и носить недемократический характер. Подобные утверждения базируются на том, что недавнее заявление президента Белоруссии было сделано во время пресс-конференции китайским СМИ. Поэтому многие, особенно деятели белорусской оппозиции, уже в скором времени ожидают усиление контроля властными структурами за общественно-политической жизнью в стране. Однако, на наш взгляд, проведение реформ по китайском образцу в Белоруссии на сегодняшний день маловероятно, так как предпосылок для «культурной революции», изменившей в свое время облик Китая, в настоящее время в республике нет: белорусское общество не представляет собой изолированную от иных обществ структуру, нет единой политической организации и идеологии, иная система ценностей и т.п. Более того, в связи с открытостью границ, в случае попытки усиления политического и административного давления на простых граждан, белорусская вертикаль власти рискует остаться без народа, которым необходимо управлять. И, похоже, в верхних эшелонах власти это прекрасно понимают, так как все еще не решаются внедрить китайский опыт в белорусскую действительность путем резкого «закручивания гаек».

Исходя из всего вышеизложенного, сегодня можно с определенной долей уверенности говорить о том, что существующая ныне политическая система Республики Беларусь в ближайшее время не будет подвергаться резким и радикальным изменениям. По всей видимости, если руководство страны и решилось на либерализацию политической и экономической жизни станы, то оно избрало эволюционную форму трансформации, которая, как известно, может длиться не одно десятилетие. Более того, подобная форма грозит законсервировать на долгие годы уже существующую систему, так как само белорусское общество не приемлет каких-либо изменений в принципе: ни в политической, ни в культурной, ни в экономической сферах. Поэтому ожидать «революции сверху по-белорусски», при существующей подданнической политической культуре и традиционном сознании простых граждан, в обозримом будущем не стоит.