https://www.funkybird.ru/policymaker

Призраки арктической войны

Правительство Канады рассматривает вопрос о строительстве крупной базы ВВС в поселке Резольют-Бэй на острове Корнуоллис, которая будет способна принимать тяжелые военно-транспортные самолеты. Страны Арктического бассейна и новые игроки, например, Китай ищут политические, экономические и военные способы закрепиться здесь

Военное значение Арктики объясняет, в частности, и то, что именно с военной инфраструктуры многие страны начинают сегодня активизацию своих арктических программ.

Министр национальной обороны Канады Питер Мак-Кей изложил взгляды Оттавы на проблемы Севера. Его доклад, зачитанный на этой неделе, назывался: «Арктический Совет: его место в будущем управлении Арктикой» (The Arctic Council: Its Place in the Future of Arctic Governance).

Ногою твердой стать на Арктическом берегу

База Резольют-Бэй — один из ключевых элементов канадской военной стратегии в Арктике, получит 3000-метровую полосу. Как сказано выше, это позволит принимать тяжелые грузовые самолеты, а значит — использовать базу как транспортный узел для снабжения необходимым оборудованием и материалами более отдаленных точек. Кроме того, на базе планируется обеспечить постоянное присутствие боевых самолетов для защиты канадского воздушного пространства в Арктике. В частности, там могут быть размещены истребители пятого поколения F-35.

В Резольют-Бэй будет создан арктический тренировочный центр. Канада предполагает также увеличить до 5000 человек численность частей рейнджеров, имеющих заполярную подготовку, и модернизировать их вооружение. Кроме того, предполагается строительство от 6 до 8 патрульных кораблей для Арктики.

Потепление как причина экспансии

Интерес к Арктике растет параллельно росту доступности Арктического региона. Глобальное потепление уже вызвало серьезные изменения в климате Арктики – увеличилась продолжительность навигации в заполярных водах. В ряде районов, ранее недоступных по полгода, навигация открывается уже в апреле и продолжается до декабря. Такое «открытие морей» резко повысило доступность Арктики как источника минеральных и биологических ресурсов, сделав их возможную разработку – рентабельной.

Не меньший интерес вызывает транспортный потенциал Арктики, особенно – Северного морского пути, до последнего времени почти полностью исчерпывавшийся внутрироссийскими полярными перевозками, так называемым «северным завозом». Речь идет о снабжении продуктами, топливом и прочими жизненно необходимыми товарами и грузами населения и промышленности заполярных регионов России.

Сокращение на треть продолжительности пути контейнеровоза из Западной Европы в порты Японии или Китая представляет слишком большой интерес для бизнеса, чтобы игнорировать растущие возможности СМП. Наиболее активные судовладельцы уже пробуют СМП «на зуб», и в ближайшие годы прогнозируется резкий рост его использования.

Интерес к своим заполярным владениям демонстрируют все страны региона, но не только они. В борьбу за арктические ресурсы активно включился Китай – известно, что представители КНР ведут активные переговоры с Данией о допуске китайских компаний к разработке ресурсов Гренландии. При этом Копенгаген, в свою очередь, выступает за предоставление КНР статуса постоянного члена в Арктическом совете, куда входят пять стран, имеющих выход к Северному Ледовитому океану (Соединенные Штаты, Канада, Дания, Норвегия и Россия), а также Швеция, Исландия и Финляндия.

Военное соперничество в Арктике

Борьба за Арктику всегда имела военный подтекст. Страны региона, даже союзники, например, Исландия и Великобритания, члены НАТО, периодически сталкиваются между собой – из-за районов рыбной ловли, из-за месторождений нефти и газа на шельфе, и т. д. Даже оставляя в стороне англо-исландские «тресковые войны» 50-70-х годов, можно вспомнить сегодняшние регулярные дипломатические столкновения России и Норвегии, поводом к которым служат инциденты с участием рыболовецких судов и кораблей береговой охраны.

Обе стороны используют военные корабли для патрулирования спорных районов лова и охоты на «полулегальных браконьеров» – рыболовные траулеры, которые то и дело нарушают морские границы соседних стран.

Помимо всего прочего, не следует забывать о «наследии холодной войны». Арктика – регион, сокращающий расстояния между Востоком и Западом, и это правило справедливо не только для торговых судов. Через Арктику пролегают кратчайшие маршруты стратегической авиации из России в Северную Америку и обратно, и кратчайшие же траектории межконтинентальных баллистических ракет.

Россия, обладая наибольшими полярными владениями, имеет и наиболее развитую инфраструктуру за полярным кругом. У нее здесь больше аэродромов, ледоколов и боевых кораблей, чем у всех остальных арктических стран вместе взятых. Оснований для благодушия это, однако, не дает. В значительной части российская заполярная инфраструктура выработала свой ресурс и нуждается в модернизации и замене. Не менее остро стоит и проблема экологии – загрязнение арктических владений России промышленным и военным мусором, в том числе радиоактивным. На эту проблему обращает внимание и высшее руководство страны.

В Арктике очень многие объекты и сооружения имеют двойное назначение, от метеостанций до атомных ледоколов и аэродромов. Пока Канада и США размышляют над увеличением аэродромной сети и строительством новых ледоколов, России нужно озаботиться как минимум сохранением того, что уже есть – и наращивать усилия там, где наблюдаются явные провалы.

Такие провалы можно найти, например, в состоянии радиолокационного поля (воздушная обстановка над Арктикой контролируется далеко не полностью); в устаревании кораблей и подлодок ВМФ (средний возраст кораблей северного флота превышает 25 лет); в недостаточно развитой инфраструктуре СМП и его портов, что осложняет коммерческое использование трассы, и так далее.

Браться за все эти проблемы нужно комплексно. В настоящее время в России отсутствует специальная программа развития Арктики, за исключением подпрограммы «Освоение и использование Арктики» в рамках ФЦП «Мировой океан», принятой еще в 1997 году. Однако такая программа, финансируемая как за счет государства, так и за счет привлеченных инвесторов, необходима.

Она должна включать в себя все аспекты развития региона и согласовываться с планами развития вооруженных сил, особенно ВВС и ВМФ. Выработка такой программы – дело правительства и профильных НИИ, и от того, насколько реалистичной, продуманной и полной она окажется, во многом зависит дальнейшая судьба российского заполярья.