https://www.funkybird.ru/policymaker

После возвращения в Кремль хоть потоп

Логику действия российских властей, запретивших участие Григория Явлинского в президентских выборах, понять крайне тяжело. Но попытаюсь это сделать.

Участие Явлинского в выборах было на руку Владимиру Путину, который очень хочет вернуться в Кремль. Дело в том, что тройка кандидатов — Миронов, Прохоров, Явлинский — реально боролась бы между собой за один и тот же протестный электорат. И это, безусловно, резко снижало бы шансы любого из них — не то что на выход во второй тур (вероятность которого мне представляется гораздо выше, чем об этом говорят результаты социологических опросов), но и даже на занятие третьего места, которое в условиях второго тура является реально призовым — вспомните генерала Лебедя в 1996-м. А договариваться с Жириновским Путину будет гораздо легче.

Кроме того допуск Явлинского к выборам позволил бы власти говорить о том, что декабрьские уроки выучены, что на выборы допущен более широкий спектр политиков, чем это было на выборах в Думу.

Но этого не случилось. В чем же дело? На мой взгляд, причина одна — и это, конечно, не качество подписей или подписных листов. Разговоры об участии Явлинского пошли по Москве около года назад, и все это время позиция и самого Григория Алексеевича, и его партии по отношению к власти была умеренно критической, а по отношению к национальному лидеру — умеренно лояльной.

Но после декабрьских выборов Григория Явлинского как прорвало — он начал резко критиковать Владимира Путина, произнес весьма резкую речь на митинге на Болотной, где четко артикулировал: «Путин должен уйти!» Возможно, его обидела та наглость, с которой власть крала голоса у «Яблока» на думских выборах. А, возможно, он понял, что умеренная позиция в новых политических условиях не позволит ему превзойти в марте результат декабря. Не знаю.

Но факт остается фактом: Григорий Явлинский не просто присоединился к радикальным критикам Владимира Путина, но и стал единственным кандидатом в президенты, который для себя выбрал линию личного противостояния с национальным лидером, а не с абстрактной партией власти. А вот выхода его с такой позицией на федеральные телеканалы никто не мог позволить.

Во-первых, национальный лидер безгрешен по определению, и у зрителей федеральных телеканалов не должно быть в этом никаких сомнений; во-вторых, острая критика заставила бы Путина оправдываться и защищаться, что для него является недопустимым и неприемлемым — ведь это делает кого-то ровней национальному лидеру….

Вот и сделан был такой простой и незатейливый выбор — просто снять Явлинского с выборов. И, думаю, Путину совершенно не важно, что это снижает легитимность выборов, что накапливает общественное недовольство и может после выборов выплеснуться на улицы. Ведь это будет после!

А после нас (вернее, после возвращения в Кремль), как известно, хоть потоп!