https://www.funkybird.ru/policymaker

Опыт Европы: миграция хороша, но в малых дозах

¡Siempre piensa en las consecuencias! Это испанское выражение означает «Всегда думай о последствиях!». Забывая эту мудрость или не следуя ей, политики неминуемо рискуют попасть впросак. А расхлебывать чужую недальновидность или преступную близорукость приходится миллионам граждан. Что мы и наблюдаем сегодня в охваченной кризисом Испании, в других странах, да и у нас в России.

Любой миграционный бум в стране, связанный с массовым выездом своих граждан или наплывом иностранных рабочих всегда свидетельствует о глубоком неблагополучии (кризисе) в этом государстве и неумении властей справиться с накопившимися проблемами. Один из ярких примеров такого «миграционного барометра» в действии демонстрирует Испания.

И увы… По весьма неполным данным, «международная мафия», контролирующая незаконную миграцию людей через Испанию, получает за счет этого «бизнеса» свыше 7 миллиардов долларов теневых доходов в год. Пиренейское королевство (в одиночку или вместе с партнерами по Евросоюзу) вот уже много лет пытается направить потоки иммигрантов в легальное, плановое, цивилизованное русло. По замыслу властей в Мадриде, этому должно было содействовать постоянно обновляемое с 2000-го года испанское законодательство для иностранцев. Ведь привлечение рабочей силы, например, из стран Магриба связано с решением множества других проблем: необходимо построить большое количество жилищ, ужесточить борьбу с криминалом, хорошо продумать порядок интеграции иностранцев, особенно (что почти нереализуемо!) приверженцев ислама, в испанское общество. В этой ситуации возможны всплески ксенофобии, которые уже случаются то в одном, то в другом регионе Испании. В целом же закон об иностранцах нуждается в постоянной корректировке. Его основная задача – сделать иммиграцию легальной, прозрачной, контролируемой и в какой-то степени даже планируемой официальными властями.

Пасионарную африканскую и азиатскую молодежь, в свою очередь, уже давно гонит на чужбину высокая безработица, отсутствие нормальных жилищных условий, высокая рождаемость и невозможность прокормить своих жен и детей. Сейчас к этим причинам добавились нарастающие климатические катаклизмы, а также массовые социальные бунты и конфликты, политические и уголовные преследования.

Как считает старший научный сотрудник Центра Иберийских исследований ИЛА РАН Ирина Синельщикова, «последнее двадцатилетие стало особым этапом в развитии миграционных процессов в Испании. Начиная с 2000 г. в страну ежегодно въезжало около 600 тысяч человек. Уже к 2006 году по притоку иммигрантов Испания занимала второе место в мире (после США) и первое место в Европе, не считая малых европейских стран». В первые же годы нынешнего столетия на долю Испании приходилась почти ¼ всех иммигрантов стран Евросоюза. По данным Национального института статистики, за 10 лет численность иностранцев в стране выросла на 3,8 миллиона и достигла в 2010 году 5,7 миллиона человек, а их доля в населении Испании увеличилась с 2,3% до 12,2%. (см. INE. Padrón de Población y Residentes extranjeros – www.ine.es/inebase/cgi/axi).

И еще немного статистики. Иммигранты составляют по разным оценкам от 10 до 15% экономически активного населения Испании (в 1977 г. – менее 2%), темпы роста которого достигали в последние годы 3% — 4% в год и были одним из самых высоких показателей в Западной Европе.

И вот сегодня поток мигрантов в Испанию пошел вспять. Как гласит официальная статистика, в 2011 году королевство покинули около 100 тысяч «гастарбайтеров». Виной тому не столько новая миграционная политика властей, сколько реальное ухудшение экономической обстановки в стране и резкий рост безработицы, которая, кстати, составляет сегодня около 23% трудоспособного населения королевства. Это примерно 5 миллионов человек при населении страны в 46 миллионов.

Неумелая, нерешительная и обветшалая политика социалистов в экономике и привела в конце прошлого года к их сокрушительному поражению сначала на местных, а в ноябре и на всеобщих выборах. Ведь подумать только! – по оценкам Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), амнистия нелегальных мигрантов, активный наем иностранцев и упрощение процедур переселения их семей способствовали вытеснению из национальной экономики иберийского королевства сотни тысяч родных, национальных кадров – «чужаки» или «гастарбайтеры», которые буквально купались в атмосфере «толерантности и мультикультурализма», заняли 40% из 6 миллионов рабочих мест, созданных в Испании в период с 1997 по 2007 год.

Между тем, Испания в посткризисное время вновь будет остро нуждаться в крепких и дешевых рабочих руках. По прогнозам экспертов ООН, через 50 лет Испании потребуется 12 миллионов иммигрантов только для того, чтобы поддерживать производство и экономику в целом на нынешнем уровне. Это говорит о том, что испанцы, как впрочем и граждане других государств-членов Европейского союза, уже скоро будут вынуждены прибегнуть к еще более массовому использованию иностранной рабочей силы, чтобы сохранить численность населения страны и гарантировать пожилым испанцам пенсионное обеспечение. Так, если нынешняя тенденция падения рождаемости в Испании, снижение естественного прироста населения сохранится, то через полвека в этой стране из 40 миллионов испанцев останется только 30,2 миллиона. Иначе говоря, через 50 лет Испания рискует потерять 10 миллионов своих граждан. Причем, 4 испанца из каждых 10 к этому времени перешагнут через 60-летний рубеж, а 37 процентов всего населения страны будет старше 65 лет.

Проблема-то есть. Но сегодня не XVII или XVIII век, когда задачу нехватки рабсилы решали путем завоза рабов из Африки! Конечно, частному бизнесу и государству проще «пригласить» (или принять) на свои фабрики, фирмы и плантации бедствующих у себя на родине и бегущих в сторону «сытых и благополучных стран» мигрантов, чем отрегулировать и создать современные стимулы для своих безработных граждан. Однако в перспективе такая «упрощенная политика» в будущем может создать другие, куда более серьезные для национальной безопасности угрозы.

…Но разве только в Испании политика получения экономических дивидендов за счет «чужаков» привела к провалу обслуживающей эту экономическую корысть идеологии толерантности и мультикультурализма? Последствия недальновидности правителей наносят моральный и материальный ущерб коренным жителям всего континента. А главное – они в современных условиях способны привести к росту ксенофобских настроений и межнациональным и межконфессиональным конфликтам. По данным статистического ведомства ЕС, в «единой Европе» проживает свыше 30 миллионов мигрантов (по другим оценкам – гораздо больше! – А.М.). Огромно их число в Германии – примерно 8 миллионов. Что касается Великобритании, то по подсчетам оксфордского демографа Дэвида Коулмана, даже если правительство полностью приостановит иммиграцию, «к 2050 году в стране будет проживать около 7-8 миллионов «небелых» британцев».

Значительная часть иммигрантов – мусульмане. Их интеграция в европейские общества, на что рассчитывали идейные отцы мультикультурализма, не состоялась. В наше абсолютно бешеное и непредсказуемое время представители иных культур не желают ассимилировать. У них, я бы сказал, собственная гордость, — на хозяев смотрят свысока. По мнению эксперта МГИМО Елены Пономаревой, «Европа явилась уникальной площадкой, где в результате достаточно лояльного миграционного законодательства скопилось много представителей разных культур. Но их представления о том, как нужно жить, кардинально отличаются. У коренных французов, например, — это одно. У мусульман из Алжира — это совсем другое. Люди, включенные в определенное культурное сообщество, в нем не ассимилировались, а жили диаспорами, анклавами, целыми районами. И получается, что политика мультикультурализма приводила к тому, что утрачивался, размывался некий стержень традиционной Старой Европы. И когда уже вопрос встал о выживаемости населения Старой Европы, тогда политики подняли вопрос о том, что мультикультурализм не так уж и важен».

В результате вместо мультикультурного общества многие европейские страны получили сегрегацию, то есть параллельное существование самых разных культур. К тому же деторождаемость у иммигрантов выше, чем у представителей коренного населения. Существует реальная угроза, что со временем в Европе будут совершенно другие нации и другие государства.

В то же время потребности новой или обновленной экономики Испании будут диктовать необходимость повышения уровня образования и квалификации переселенцев, считает российский эксперт Ирина Синельщикова и другие специалисты. Существенно сократится приток неквалифицированной и малоквалифицированной рабочей силы (да, но откуда возьмется такая сила, не знаете?). При этом заметно снизится разрыв в уровне образования и профессиональной подготовки иностранного и коренного населения. Так откуда брать знающих и умеющих мигрантов? На этот вопрос, похоже, должен ответить вступивший в силу в 2011 году новый Стратегический план гражданства и интеграции, согласно которому именно интеграция иммигрантов в принимающее общество ставится на первое место в иммиграционной политике Испании. И она отодвигает на второй план проблемы их въезда, охрану границ и даже борьбу с нелегалами.

Однако, должен заметить, что на сегодняшний день позиции многих экспертов и политиков на сей счет становятся все менее толерантными и все более радикальными. Они призывают внимательнее всмотреться в проблему поиска новых крепких рабочих рук для экономик развитых стран. И поискать другие, альтернативные пути ее решения. Но на вопрос «Как?» эффективного и внятного ответа пока не найдено. Ни у них, ни у нас! Тем не менее поиск не прекращается.

А тем временем демографы продолжают бить тревогу. И не только по поводу старения населения Испании. Значительные потери человеческих ресурсов понесут все европейцы. Только в течение предстоящих 25 лет, прогнозируют эксперты ООН, Европа потеряет 35 миллионов своих жителей и ощутит потребность в 159 миллионах новых, прибывающих из стран Азии, Африки и Латинской Америки работников, которые должны будут поддерживать трудовую структуру и всю экономику Старого Света.

Россия в демографическом отношении за предстоящие полвека тоже понесет ощутимые потери – от теперешних 142 миллионов россиян останется примерно 120 миллионов. Число пенсионеров вырастет. Кому же их поддерживать или, как говорится, кормить? Неизбежно встанет вопрос о привлечении иммигрантов, главным образом из постсоветских стран Азии, а также из Китая и Вьетнама. Российские власти уже сейчас ищут решение проблем привлечения дешевых рабочих рук и, как следствие, – наплыва мигрантов. Об этом свидетельствует и статья главы правительства и кандидата в президенты России Владимира Путина, обнародованной 23 января в «Независимой газете», в которой тоже констатирует, что «плавильный котел» ассимиляции барахлит и чадит – и не способен «переварить» все возрастающий масштабный миграционный поток. Отражением этого в политике стал «мультикультурализм», отрицающий интеграцию через ассимиляцию. Он возводит в абсолют «право меньшинства на отличие» и при этом недостаточно уравновешивает это право – гражданскими, поведенческими и культурными обязанностями по отношению к коренному населению и обществу в целом»…

Многие понимают, что без притока «свежей крови» в крупные экономики не обойтись. Незаконная иммиграция сегодня уже захлестнула и Россию. По оценкам правительственных ведомств, в настоящее время в стране нелегально или полулегально находятся свыше 10 миллионов иностранных граждан. За последние десять лет число задерживаемых на российской границе нарушителей возросло более чем в 10 раз. Среди нелегалов – граждане более 30 стран, с которыми РФ даже не имеет общих границ.

Хотим мы того или нет, России приходится не только разрабатывать собственную политику по приему и обустройству мигрантов и вести борьбу с нелегалами, но и внимательно изучать опыт Испании. Особенно ту его часть, которая связана с демократической методикой интеграции прибывающих на российскую землю чужестранцев, будь-то кавказцы, азиаты или даже латиноамериканцы.

Об этом пишет и Владимир Путин в своей резонансной статье в «Независимой газетой», понимая неизбежность усиления миграционных потоков извне в Россию: «Нам важно, чтобы мигранты могли нормально адаптироваться в обществе. Да, собственно, элементарным требованием к людям, желающим жить и работать в России, является их готовность освоить наши культуру и язык. Со следующего года необходимо сделать обязательным для приобретения или продления миграционного статуса экзамен по русскому языку, по истории России и русской литературе, по основам нашего государства и права. Наше государство, как и другие цивилизованные страны, готово сформировать и предоставить мигрантам соответствующие образовательные программы. В ряде случаев требуется обязательное дополнительное профессиональное обучение за счет работодателей»… И добавляет, что в любом случае и без сомнения «русский народ является государствообразующим – по факту существования России. Великая миссия русских – объединять, скреплять цивилизацию»…

По логике В.В. Путина, нам вряд ли подходит опыт «плавильного котла» Америки или толерантного мультикультурализма Западной Европы. Хотя что-то полезное можно позаимствовать и за рубежом, считает кандидат в президенты.

Я же полагаю, что иберийское королевство, в судьбе которого были и арабы, и евреи, и римляне, и каталонцы с басками, а также многие-многие другие народы, вполне может поделиться с нами частицей своего исторического и современного опыта. Безусловно, Испания является той страной, в которой трудовые ресурсы – один из важнейших факторов ее экономического роста. Однако глобальный финансово-экономический кризис вызвал естественное сокращение спроса на рабочую силу. Начался быстрый рост безработицы. Среди иностранцев ее уровень к середине 2010 года уже достиг 26%. Как отмечала газета “El País”, испанский рынок труда «вошел в штопор». Так, по прогнозам Банка Испании, падение экономики в стране продолжится и в 2012-м, составив 1,5%. А в 2013 ожидается скромный рост всего на 0,2%.

Таким образом, нынешняя ситуация на 2-3 года станет неким «периодом передышки», а в дальнейшем страну ждут новые волны иммигрантов. Причем, наиболее вероятен очередной всплеск «мусульманского фактора», который усилит его значимость в испанском обществе, что может ударить по толерантности коренного населения. Считается, что именно мигрантам испанцы обязаны созданием почти 30% их национального ВВП. Но тогда как быть с самодостаточностью самих граждан Испании? Или они согласны в будущем потерять свою самобытность, традиции и привычки только потому, что не хотят заниматься «непрестижным трудом»? А ведь с ростом числа иноверцев, которые не желают ассимилировать и принять испанский образ жизни, иберийским жителям придется приспосабливаться к обычаям и требованиям численно растущих мусульманских общин.

Оснований для таких предположений больше чем достаточно. События в странах Северной Африки и Ближнего Востока, их последствия обещают со временем рождение новых и новых накатов мусульманских волн на страны Европы через Испанию. Есть сведения, что только в Ливии (или через Ливию) более миллиона африканских жителей готовы перебраться в более благополучные европейские государства. Среди перевалочных «пунктов» — острова Средиземного моря и та же Испания. При этом политическая миграция будет идти рука об руку с трудовой, экономической. Таким образом, вопрос «Ждет ли Испанию новое нашествие «мавров»?, скорее всего, будет звучать чисто риторически.

Итак, перебор с мигрантами – легальными и нелегальными чреват чересчур большими перегрузками и проблемами для любой страны. И корысть здесь неуместна. Пострадать может народ-хозяин, которому увлекшаяся «выгодными», «дешевыми» иммигрантами власть навязывает слишком много «гостей». В политике «путей наименьшего сопротивления», одним из которых является и безответственное, хаотичное, но прибыльное во всех отношениях «гостеприимство», заложена бомба под национальную самобытность и безопасность, под будущее своих соотечественников, детей и внуков.

«¡Siempre piensa en las consecuencias!», «Pense toujours aux conséquences!», « Always think of consequences!»… Это испанское, французское и английское выражения в конечном счете сводятся к одному русскоязычному смыслу – «Всегда думай о последствиях!» Не стоит полагаться лишь на советы арифметически мыслящих демографов и статистиков, да на сиюминутную выгоду бизнесменов и чиновников. И еще. Конечно, интереснее и приятнее размышлять о судьбах мира, о глобализации. Но как представляется, в первую очередь следует думать не столько о вселенной, сколько о своих гражданах и своей стране. Об их будущем. И в этом наша общая «прибыль» и главная «выгода».