https://www.funkybird.ru/policymaker

Матрица Володина: горячие выходные в столице

Горячие выходные в столице, ставшие в воскресенье основным блюдом в новостных телепередачах федеральных каналов, без всяких сомнений можно назвать ярким бенефисом нового главного политтехнолога страны Вячеслава Володина.

Все, что было до этого — от уральских рабочих с мифическим танком «За Путина» до идиотских роликов «То ли в баню, то ли на площадь» — на фоне митинга на Поклонной и того, как обошлись с митингом на Болотнойтелемастера из Останкино, теперь выглядит как неубедительная разминка. Но, очевидно, с разминками, наконец, покончено, и Володин таки вышел на проектную мощность. А значит, самое время поговорить о том, как выглядит и чем грозит нам создаваемый первым замглавы кремлевской администрации новый большой политический стиль.

Первым и главным из существенных свойств этого стиля является вопиющая и даже, как могут решить некоторые, циничная маскарадность, карнавальность создаваемых кремлевскими волшебниками информационных поводов и образов. В предыдущей версии политической реальности звериная серьезность адвокатов национального лидера, их попытки аргументировать свою позицию, умение привести сто-пятьсот убедительных причин, почему Путин — хороший лидер, ценилась значительно выше зрелищности их выступлений. Нельзя сказать, что раньше Кремль вообще пренебрегал ряжеными, — от случая к случаю их пускали и «на паркет», то есть в телесюжеты с лидерами страны, и просто в телевизор. Однако, то ли стыдливость, то ли наличие каких-то принципов уже несколько лет не позволяли Кремлю выводить ряженых в качестве главных и единственных героев своих постановок. Но теперь с этим покончено. Вместо унылых лиц депутатов, профсоюзных лидеров и прочих серьезных и авторитетных товарищей Володин сознательно наполняет сцены митингов и телеэкраны персонажами не серьезными, но яркими. Уже видно, что эта яркость постепенно становится главным критерием отбора «телелиц» — ибо она теперь ценится значительно выше, например, политической правоверности или даже разумной убедительности.

Второй существенной чертой Volodinstyle является тотальная деидеологизация всех сообщений, транслируемых сегодня Кремлем российским гражданам. Понятно, что про российский консерватизм все забыли примерно тогда же, когда Борис Грызлов назвал его идеологией правящей «Единой России». Но все же рудименты каких-то идеологических конструкций — тут кусочек про защиту собственности, там — про социальную справедливость, сознательно подмешивались кремлевскими специалистами в информационные коктейли. Теперь с идеологической точки зрения эти коктейли абсолютно стерильны. Благодаря усилиям Володина и его команды стабильность стала синонимом странного, но абсолютно универсального эвфемизма «нормальная жизнь». А кто же в здравом уме будет выступать против «нормальной жизни»?

Третья черта нового кремлевского стиля — его показная агрессивность, направленная при этом не на кого-то конкретно, а как бы против всего плохого вообще: от демонических сил до Госдепа и от неоколониализма до либеральной оппозиции. Агрессивность, то есть перманентное борение с врагами России, была частью кремлевского дискурса и раньше, однако, теперь ее смысл и цели стали совершенно другими. Раньше врагов проклинали поименно, и именно с той целью, чтобы, и свои, и чужие не забывали, кто тут свой, а кто — не очень. Теперь смысл подобной агрессивности заключается в том, чтобы и свои, и вообще аудитория не забывали, у кого тут есть настоящая политическая сила и кто тут главный. Громкие ругательства и проклятия, таким образом, стали теперь для Кремля тем, чем раньше были пресловутые путинские шуточки — способом поиграть мышцами и возможностью вернуть себе уверенность в собственных силах.

Немного подумав над этими новыми характерными чертами создаваемой Вячеславом Володиным политической матрицы, можно без труда понять за что же на самом деле уволили его предшественника Владислава Суркова. Будучи в каком то смысле отцом или демиургом существовавшей в России до 24 сентября прошлого года политической системы, Сурков сросся с ней и стал воспринимать ее серьезней, чем она на самом деле заслуживала. На вызовы, которые получала эта система, он старался отвечать вдумчиво и всерьез, используя ее составные части и элементы для того, чтобы атаковать или отбить атаку. Эти элементы, при всей их очевидной декоративности, вступали в споры и дебаты, пытались защищаться и нападать так, как будто были настоящими и существовали взаправду. Когда ситуация в корне изменилась и система самоуничтожилась, действия Суркова и весь его арсенал оказались ненужными и архаичными, примерно также как ссылки канцлера Нессельроде на договоренности Венского конгресса после начала Крымской войны. Постмодернист Сурков слишком прикипел душой к старым фокусам и конструкциям, хотя истинный постмодернизм очевидно заключается в том, чтобы даже творение собственных рук не воспринимать слишком серьезно. В этом смысле ученик оказался воистину круче своего учителя — Володин, хоть и был частью сурковского дискурса, отряхнул его прах со своих ног и смело пошел вперед.

Если к этому грубоватому и, возможно, несколько поверхностному анализу присовокупить тот факт, что кодой викендного бенефиса Володина были вовсе не итоговые новости на «Первом» в воскресенье, а заметка главного героя или антигероя митингов — Владимира Путина, -опубликованная в понедельник в «Коммерсанте» и, очевидно, неслучайно посвященная вопросам продолжения курса на строительство демократии, то цена и нынешней матрицы Володина, и любой другой, созданной его руками, станет окончательно ясна. Чутко реагируя на запросы шефа, Володин не пытается создать систему, которая претендовала бы на место в истории или хотя бы казалась настоящей. Новый политический стиль уничтожает фанерных «Наших» и фанерную «Единую Россию», обнажая таким образом их истинную ценность в глазах Путина как спонсора и заказчика. Цена эта столь ничтожна, что говорить о них, а тем более пытаться их использовать после истечения срока годности нет никакого смысла. Если надо будет — настрогаем новых. А пока заказа на новых нет — заполним паузу концертом с баяном и «Дискотекой Аварией». Они, в отличие от старых фанерных декораций, кандидата Путина точно не скомпрометируют.