https://www.funkybird.ru/policymaker

Четыре московских митинга

Как водится, после митингов 4 февраля начались игры с измерительными инструментами. Все вышедшие начинают измерять длину своего самолюбия и меряться численностью сторонников, делая из этого всевозможные выводы. Но на самом деле это не играет совершенно никакой роли. И без выхода на улицу можно было сказать, что поддержка «оранжевых» нащупала свой верхний предел — численность на Сахарова и на Болотной-2 была вполне сопоставима, никакого увеличения или фатального уменьшения не произошло.

Либералы собрали всех, кого могли — резервов у них нет. По крайней мере, в данных условиях. Если симпатизирующий идеям свободы и честных выборов Доку Хаматович не поможет коллегам, взорвав пару вагонов метро или какой-нибудь вокзал с аэропортом, чтобы они смогли выдать это за преступление кровавого режима, то роста численности их сторонников уже видимо не будет.

Могучая кучка вышедших на Поклонную гору тоже не может кого-то в чем-то убедить. Судя по сообщениям, значительное количество людей попало туда по разнарядке — что обесценивает значение этой акции. Так что обсуждать её тоже не приходится.

Собственно, даже Бабалера сумела собрать всего в 6 раз меньше сторонников, чем легальная ЛДПР — при желании и здесь можно делать далекоидущие выводы. Но вопрос стоит на самом деле иначе.

На самом деле власть при всех её бесспорных и несомненных достижениях привела страну за последние 20 или если считать, что нынешние не несут ответственность за 90 годы (что само по себе спорно), то за 10 последних лет к тотальной несправедливости. И именно несправедливость жизни вывела на улицы людей. Именно она раскалывает общество и сеет недоверие к власти.

Бедные возмущены несправедливостью того, что они не видят перспектив и возможности вырваться из этой бедности. Если бы в стране было 10% бедных, это можно было бы списать на их лень, тупость, на то, что всегда есть и будут аутсайдеры. Но когда в аутсайдерах числится от 30 до 40% населения, такой аргумент не работает. Никакие меры по увеличению подачек из бюджета не работают и не дают вырваться из нищеты, если другой рукой эти жалкие добавки вырываются ростом тарифов, алчными торговцами и банкирами.

Обеспеченные возмущены несправедливостью другого рода — они умны, образованы, активны — но вставшая насмерть номенклатура перекрывает любые подходы к движению этих людей наверх по социальной лестнице. Оставляя лишь один путь — через вхождение в номенклатуру. И здесь аргумент «Зажрались господа» применительно к этим обеспеченным людям не работает — стремление к новым вершинам естественно, и то, что активная часть общества лишена возможности реализовывать себя, вызывает у неё протест.

В этом смысле люди, вышедшие на Сахарова и на обе Болотных, лично у меня не вызывают раздражения. Если из «оранжевого движения» вычесть его откровенно маргинальных и продажных организаторов, то в целом протест людей, выходящих на эти митинги, более чем обоснован. Да, это их вина, что они не в состоянии выгнать обанкротившихся давным-давно организаторов этого действа. Но это и их беда — тщательные зачистки и обыдление властью этой группы населения дало свои плоды. Она фантастически невежественна в смысле мировоззрения, она мыслит одномерно и шаблонно — это и есть результат политики власти по отстранению народа от управления страной.

В конечном итоге мы получаем глубокий раскол, который существует в обществе, и массовый запрос на справедливость. У каждой группы населения этот запрос озвучен по-разному — но в целом это крайне тревожный сигнал. Несправедливое устройство общества автоматически означает несправедливую власть во главе такого общества. И стремительная делегитимизация власти происходит сразу с двух направлений — легитимность власти уничтожает она сама и «оранжевые» лидеры.

В этих условиях наиболее мудрым решением было бы не проводить митинг на Поклонной горе. Особенно в рамках борьбы численности вышедших. У вас было 30 тысяч? А мы вывели 100! Во как! Мы круче! Тактически верное решение — показать «оранжевым», что их монополия на улицу — фикция. Но стратегически — это усугубление раскола. Власть вместо того, чтобы признать несправедливый характер устройства сегодняшней жизни, предпочитает играть на поле «оранжевых», чья задача — раскалывать и разрушать. Тупость такого подхода очевидна — доверие людей к власти определяется не численностью вышедших на митинг в её поддержку. Это уже доказали арабские лидеры, которых вышвырнули несмотря на массовые поцелуи портретов.

К сожалению, вопрос лидера, способного подняться над тактическими и текущими задачами, продолжает стоять в полный рост. Ни один из нынешних кандидатов в президенты — включая и Отца нации — не демонстрируют своего понимания запроса общества. Они демонстрируют лишь свое стремление удержаться у власти. Ну, а «оранжевые» просто хотят туда попасть — вот и вся разница.

А вот реальные запросы людей, к сожалению, безразличны и тем, и другим.