https://www.funkybird.ru/policymaker

Азия — мегапроект новой России

Непредвзятый анализ подводит нас к тому, что у России не так много вариантов экономического развития. Будем надеяться, что это будет не советская автократия.

Сотрудничество с ЕС привлекает много внимания, однако плохо разработанная концепция и, во многом, подозрительная «суверенная демократия» остается в центре общественного и политического строя России. Таким образом, не стоит сильно надеяться на то, что Россия пойдет в «западном» направлении. Кажется наиболее вероятным представляется «восточный» вектор развития и вместе с ним идея многонационального мегапроекта, направленного на повторное заселение Сибири и Дальнего Востока России. Такое крупномасштабное долгосрочное предприятие должно осуществляться под эгидой Москвы с участием представителей из нескольких соседних стран и даже из стран дальнего зарубежья.

Рассматривая такую схему развития, мы должны попытаться оценить возможные подходы к этому в России и в других странах, которые могут принять участие в проекте. Соединенные Штаты традиционно внимательно следят за Россией из-за ее предполагаемого увлечения Европой. Их целью является «притягивание» Европы ближе к себе через Атлантику, и России через Тихий океан (который обеспечивает легкий доступ к ее богатейшим восточным регионам). Они также стремятся нейтрализовать преимущество Китая, близкого и могущественного азиатского соседа России. Таким образом, возможный широкий многонациональный характер предлагаемого мега-проекта вполне удовлетворяет потребностям США.

Участвуя в международном общественном форуме в Ярославле в сентябре, бывший американский советник по национальной безопасности Збигнев Бжезинский недвусмысленно подчеркнул, что глобальная безопасность может быть обеспечена только путем широкомасштабного сотрудничества, а не посредствам имперского господства. Он дал свое «благословение» идее строительства подводного туннеля под Беринговым проливом — проект, который может служить как России (как большой шаг в укреплении его дальневосточной транспортной инфраструктуры), так и США (они могут получить новый дешевый транзитный коридор «Евразия-Америка»). По некоторым оценкам, этот коридор мог бы транспортировать от 3 до 5 процентов грузов в мире. Тем не менее, это вряд ли принесет какую-либо пользу Китаю, который имеет прямую связь с США через традиционные транстихоокеанские водные пути.

По этому случаю, Бжезинский неожиданно выдвинул ошеломляющее предложение — создать «новое сообщество от Ванкувера до Владивостока». Это не такая уж и новая идея, как таковая, но ранее она предполагала, что путь из Ванкувера (символизирующий североамериканское западное побережье) до Владивостока (русская Азия) будет идти через огромные пространства Евразии, в том числе через территории Европейского Союза, таким образом, опоясывая почти весь земной шар.

Тем не менее, заявление Бжезинского было сделано в таком контексте, что это можно воспринять в новом свете — а именно, что эти два города могут быть связаны, так сказать, напрямую, через северную часть Тихого океана (очевидно, имеется ввиду тоннель под Беринговым проливом).

Другими словами, новая транспортная артерия будет служить, в первую очередь, экономическому «двойникованию» между США, Канадой и Россией без особого внимания к европейским или китайским интересам

Арктические регионы, с их природными богатствами и транспортным потенциалом, привлекают внимание и в России и в Северной Америке.

Преобладающие настроения: Опасных конфронтаций вокруг вопросов суверенитета, касающиеся континентального шельфа можно избежать, в то время как добрососедское сотрудничество является желательным и практичным будущем. Разработка залежей полезных ископаемых Арктики, особенно нефти и газа, сулит высокие доходы, а также повышение спроса на промышленную инфраструктуру.

В частности, гордость бывших советских граждан — Северный морской путь — должен быть возрожден и оборудован новыми судами, портовыми и складскими помещениями, а также железными дорогами ведущими на юг, современными аэропортами и т.д. Что же касается Транс-Сибирской железной дороги (система сообщения Владивостока и Хабаровска с европейской частью России), то её ждет полная реконструкция и расширение логистического потенциала с целью создания «сухопутного моста» и привлечения грузов с судов Тихоокеанского региона.

Каждая страна, которая в конечном счете может участвовать в этом мега-проекте, основанном на геоэкономических соображениях, несомненно, может найти плюсы и для себя.

Например, Южная Корея, которая остро нуждается в природном газе и неоднократно выражала свою готовность получить этот энергетический ресурс из России — даже если трубопровод пройдет через неспокойные территории Северной Кореи. Таким образом, такая экзотическая схема сотрудничества видится стабилизирующим фактором в не очень стабильной геополитической ситуации в Восточной Азии.

Начиная с января, Китай получит российскую нефть через трубопровод «Восточная Сибирь — Тихий океан». Долгосрочные контракты предусматривают поставку 15 миллионов тонн нефти ежегодно в течение ближайших 20 лет. Это всего лишь пример более чем 200 подобным долгосрочным контрактам. К сожалению, практически все они имеют довольно односторонний характер со структурной точки зрения.

Тенденция вполне очевидна, российская Азия является сырьевой базой для китайского рынка, переживающего бум и это явно отражается в структуре двусторонней торговли. Между тем, миграция рабочей силы возрастает и в одностороннем порядке.

В связи с этим можно отметить, что некоторые высокопоставленные чиновники России, которые участвовали в заседании Ассоциации государств Юго-Восточной Азии на уровне министров торговли, пригласили компании из этих стран, «приходить на рынок России, хорошо обосноваться там и производить продукты питания для собственного потребления».

Разве это не признак того, что Россия хотела бы расширить круг участников международного сотрудничества в её восточных регионах, чтобы уравновесить китайское присутствие, которое уже угрожает стать подавляющим?

С другой стороны, некоторые влиятельные члены русской элиты выступают еще сильнее за ориентацию к Китаю и его потенциалу развития.

Во-первых, знаменитый олигарх Олег Дерипаска предлагает объявить Сибирь и Дальний Восток страны основным направлением развития и сориентировать новый промышленный кластер по отношению к Китаю, с его потребностями и быстро растущим рынком.

Соответственно, государство должно предоставить налоговые льготы для местных компаний, помощь в развитии производственной и транспортной инфраструктуры, создать специальный фонд развития Дальнего Востока и Байкальского региона, дать доступ к открывшимся сырьевым месторождениям и возложить на них задачу по поиску возможных инвесторов.

«Лошадь идет туда, куда направлена её голова. Если «голова» Москвы обращена к Европе мы не сможем двигаться в азиатском направлении», — завил Дерипаска в ходе Байкальского общественного форума в этом году.

Нахождение здорового компромисса между геополитическими и геоэкономическими подходами является трудной, но очень перспективной задачей. Успех в этом смелом предприятии (потенциальный Российско-азиатский мега-проект) позволит стране разработать привлекательную бизнес-среду и обеспечит создание необходимых политических и экономических приоритетов.

Новый образ жизни должен выглядеть достаточно привлекательным для людей России, для ее частных фирм и для партнеров из различных стран и мировых областей. Иначе, это просто не будет работать.

В вопросе, когда предлагаемый проект мега-проект для русской Азии начнет реализовываться, кажется, что изначально его главной движущей силой должны стать государственная власть России в сотрудничестве с крупным бизнесом (или же эту важную роль должен играть Евразийский экономический союз, если он воплотится в жизнь).

Целевые программы для Сибири и Дальнего Востока, которые немного замедлились в условиях мирового кризиса должны быть возрождены и расширены, с расширенным бюджетным финансированием. Крупный бизнес должен быть обложен высокими налогами, но в то же время он должен стимулироваться для массового инвестирования в восточные регионы. Притоку мигрантов должна быть оказана помощь, а новым предприятиям – налоговые льготы (хотя бы временные) (еще один рецепт от Дерипаски).

Иностранные инвесторы и в конечном итоге мигранты должны получать четкие и недвусмысленные приглашения присоединиться к разработке проекта. В этом случае, будут довольно веские основания ожидать того, что различные иностранные игроки последуют их примеру — государственные и частные инвесторы из Китая, ведущие американские корпорации, некоторые дальновидные европейские компании, венчурные компании из Южной Кореи, Индии, Бразилии и т.д. .

Япония могла бы и должна быть крупным игроком в этой важнейшей игре. Тем не менее, есть много факторов и особых обстоятельств, которые могли бы повлиять на ее отношения и соответствующие государственные и частные решения. Таким образом, вопросы возможного участия Японии требуют специального анализа.