https://www.funkybird.ru/policymaker

О стране, в которой мы хотели бы жить

Есть такой речевой штамп «я просто хочу жить в нормальной стране». Некоторые патриоты-шизоиды считают его «мультяшной мечтой либералов» и объясняют наличием этой вздорной мечты стотысячные митинги на Болотной и Сахарова. Другие просто говорят «вот в НОРМАЛЬНОЙ стране было бы так-то, а в ЭТОЙ, увы, совсем не так».

Другое дело, что у двух россиян понятия о «нормальной стране» могут быть диаметрально противоположными. В большинстве случаев разговор о ней возникает при обсуждении какого-нибудь беззакония со стороны власть имущих или извечного несовершенства общественного устройства: «в нормальной стране тебя не заберут в армию прямо из метро», «в нормальной стране тебе бы бесплатно вылечили зубы», «в нормальной стране ментов за взятки сажают».

С законами и их исполнением в странах, которые у нас обычно считаются нормальными, дело и вправду, чего греха таить, обстоит лучше, чем в России. Однако готовы ли ваши доморощенные привычки столкнуться с мелкобытовыми реалиями «нормальных стран»? Ну вот тормозит вас полицейский на дороге, вы останавливаете машину, вздыхаете, на всякий случай кладете в документы какую-нибудь эффектную купюру, делаете одухотворенное выражение лица и готовитесь ярко жестикулировать в защиту своей позиции. Общение с нашим полицейским (если вы не пьяны и не находитесь в федеральном розыске) традиционно заканчивается в таких случаях двумя способами: а) вы, будучи нарушителем ПДД, смущенно отдаете сотруднику полиции ту самую купюру и спокойно едете дальше б) вы, не будучи нарушителем ПДД, ничего ему не отдаете, желаете удачи и спокойно едете дальше.

В самой нормальной стране мира — Америке — за попытку артистично жестикулировать или вообще как-то себя активно проявлять полицейский вправе открыть по вам огонь на поражение, ибо американский водитель обязан сидеть в машине, положив руки на руль, и ждать, когда к нему подойдет служитель закона. То же самое касается и работы полиции в других нормальных странах — скорее всего, с вами будут вежливы и обходительны, но, не моргнув глазом, выпишут штраф в пару сотен евро (фунтов, шекелей), если вы попались на административном нарушении.

В нормальной Великобритании считается в порядке вещей подавать в суд на соседей, спиливших нравившееся вам дерево или покрасивших забор в неприглядный, с вашей добрососедской точки зрения, цвет. Или, например, выгуливать детей (а то и собак) на кладбищах. В нормальной Италии муниципальные службы бастуют чуть ли не каждый месяц. В нормальной Германии все моют посуду только в перчатках и круглый год ходят в солярий. В нормальной Бельгии до жути экономят на воде, в нормальной Голландии — на отоплении, в Израиле вам вряд ли удастся откосить от армии даже по половым признакам, в Финляндии чертовски трудно (и дорого) напиться, в Швеции жизнь на улицах замирает после 10 часов вечера, в Канаде даже девочки обязаны играть в хоккей.

Я уже не говорю про то, что в большинстве нормальных стран вы обязаны убирать какашки за своей собакой, если вывели ее на променад. И о том, что даже в таких странах встречаются идиоты вроде норвежского террориста Брейвика или итальянского горе-капитана Скеттино. И даже нормальные страны иногда участвуют в несправедливых войнах, притесняют оппозицию и мучительно борются с международным терроризмом.

Это все, конечно, не отменяет их преимуществ и достижений. Однако знаменитая итальянская еда, чешское (немецкое, бельгийское — выбрать по вкусу) пиво, британская музыка, европейская толерантность, израильский патриотизм отнюдь не являются показателями нормальности. Наоборот, это отличительные признаки стран, наций, этносов, сообществ, которыми их представители заслуженно гордятся. И именно в этом казус с культом «нормальности» и отрицанием собственного лица у нас.

Те, кто пытаются что-то в нашем отечестве изменить к лучшему (рисуют смешные плакаты для митингов, общими усилиями тушат леса, скидываются на новогодние подарки детям-сиротам, открывают магазины комиксов и виниловых пластинок), не хотят «просто жить в нормальной стране». Она ведь и сейчас у нас вполне нормальная. Им как раз надоело жить в той привычной немытой России, где почему-то стало нормой слушать шансон, смотреть дом-2, прыгать через турникеты в метро, палить почем зря из травматических пистолетов, давать направо и налево взятки и рисовать в протоколах только те цифры, которые должны понравиться начальству.

Они хотят жить не в нормальной, а в хорошей стране. В России, где люди улыбаются друг другу, может, и реже, чем в Европе, но если улыбаются, то искренне, а не из вежливости. И, что принципиально важно, эти люди осознают: хорошей может стать только та страна, которую ее обитатели зовут не этой, а нашей.