https://www.funkybird.ru/policymaker

«Чем жестче принимаемые тобой меры, тем адекватнее соседи»

Владимир Путин пообещал ужесточить меры по предотвращению и наказанию за организацию нелегальной миграции. Как мне кажется, во всем этом просматривается элемент предвыборной риторики, потому что за последние годы миграционная политика действительно стала одной из самых острых проблем современной России. Соответственно, тот политик, который не предлагает решения миграционных вопросов, становится электорально неконкурентоспособным.

Странам Средней Азии наплевать на наше мнение: они нас не уважают

Перечень мер, который огласил Владимир Путин, такой длинный по одной причине: потому что ни премьер, ни ФМС не готовы к принятию простых и ясных решений, которые полностью разрешили бы существующие проблемы. На мой взгляд, главное решение этого вопроса заключается во введении визового режима со странами Средней Азии. А поскольку для большинства мигрантов нет никаких оснований выдавать визы, львиная доля нелегалов будет отсеиваться автоматическим образом. Русские националисты давно предлагают это решение, однако наши предложения в этой сфере почему-то не слышат. В качестве реакции властей мы порой слышим какие-то совершенно абсурдные вещи. Например, когда представитель ФМС в ходе одной из дискуссий заявил примерно следующее: дескать, если мы введем визовый режим со Средней Азией, то нам не видать безвизового режима со странами Шенгенской зоны. Это — абсолютно анекдотическое заявление, поскольку одна из причин, по которой у нас до сих пор нет безвизового режима с ЕС, — это как раз наши настежь распахнутые южные границы.

Аргументация Владимира Путина, надо отдать должное, более сложна и утонченна. По мнению премьера, безвизовый режим со странами Средней Азии нам необходим для того, чтобы не допустить нарастания политического дистанцирования с бывшими советскими республиками. Однако на самом деле и этот посыл не выдерживает серьезной критики. То, насколько мы политически близки этим странам, очень хорошо видно из недавней истории с арестом и осуждением российского летчика в Таджикистане. Тогда потребовалось оказать экстраординарное давление со стороны России для того, чтобы добиться его освобождения, а потом выяснилось, что даже это давление не помогло. И единственным способом вызволить его из заключения оказалось освобождение взамен влиятельного заключенного… В общем, совершенно очевидно, что эти страны нас не уважают. Им, по большому счету, наплевать на наше мнение. И от того, что мы пытаемся подкупить их с помощью безвизового режима, ситуация лучше не становится. Обычно бывает наоборот: чем сильнее ты давишь и чем жестче принимаемые тобой меры, тем более адекватно себя ведут твои зарубежные партнеры.

Вопрос о русском населении Средней Азии должен решаться очень просто

Еще один аргумент властей состоит в том, что в этих странах проживает большое количество русского населения, которое в случае введения визового режима потеряет возможность беспрепятственно въезжать на территорию РФ. В этом вопросе проявляется главная уязвимость всей национальной политики в нашей стране. Это — следование принципу мнимого этнического равенства и отказ от каких-либо преференций русскому населению, или неспособность проводить то, что называется «этнически ориентированная прорусская политика». Потому что вопрос о русском населении Средней Азии должен решаться очень просто. Оно должно иметь право на безвизовый въезд в Россию вне зависимости от того, визовый или безвизовый режим у нас с этими странами. Один из пунктов националистической программы применительно к национальному вопросу — это право всех русских на этой планете на российское гражданство или на специальный правовой статус, который открывает путь в Россию. Если человек считает себя русским, значит, он имеет право быть российским гражданином. Ты приходишь в российское консульство, которое практически автоматически выписывает тебе российский паспорт. Это решило бы все проблемы с русским населением.

Однако наша ФМС придерживается прямо противоположной политики, потому что за последние два десятилетия выходцам из Средней Азии и Закавказья роздано несколько миллионов российских паспортов. Зато за это же время были отобраны 60 000 паспортов у русских беженцев, которые в начале 1990-х гг. покинули тот же самый Таджикистан, и на которых ФМС по тем или иным причинам потеряла документы. Их лишили российского гражданства и заставляют получать его заново. Это — откровенно издевательская политика. И когда те, кто ее проводят, говорят о наказании за незаконное пересечение российской границы, возникает подозрение: а не случится ли так, что гастарбайтеров по этой статье наказывать не будут, зато будут наказывать русских беженцев, которых будут обвинять в том, что они находятся в России незаконно?..