https://www.funkybird.ru/policymaker

Владимир Киселев и Владимир Путин в начале пути

Тверской суд Москвы 30 августа рассмотрел иск о защите чести и достоинства благотворительного фонда «Федерация» к газете «Коммерсант». На очереди — «Новая газета», опубликовавшая биографию Владимира Киселева — члена совета фонда «Федерация».

Напомним, что Владимир Киселев и организация под названием «Благотворительный фонд «Федерация» привлекли внимание СМИ весной этого года. В декабре 2010 года фонд организовал концерт в Петербурге, названный благотворительным. В нем приняли участие не только десятки голливудских звезд (Шэрон Стоун, Жерар Депардье, Микки Рурк и другие), но и премьер-министр Владимир Путин, который сыграл на рояле и спел. Однако в марте 2011 года мать одной из тяжело больных девочек, которую накануне концерта посетила Шэрон Стоун, сообщила: деньги от фонда не поступили. Журналисты не могли найти официальный сайт фонда, а комментарии от организаторов концерта поначалу сводились к советам «ничего не искать».

Спустя некоторое время от имени фонда была оказана помощь нескольким больницам. У «Федерации» появился сайт, где рассказывается о том, что принцип благотворительности — это помощь больницам напрямую в виде поставок оборудования. Но не все больницы из числа упомянутых на сайте оказались в курсе своего сотрудничества с фондом «Федерация».

В июле 2011 года состоялся новый концерт, на этот раз в Москве, с участием Вуди Аллена, Кевина Костнера и других. Вуди Аллен и Кевин Костнер съездили также в Петербург, где приняли участие в фестивале «Белые ночи Санкт-Петербурга». У этого мероприятия также существовал официальный сайт, однако ныне он недоступен. Об истории «Белых ночей» можно узнать на фэйсбук-странице события: фестиваль был основан в 1992 году и пользовался поддержкой мэра Петербурга Анатолия Собчака, существовал до 1995 года, был возрожден в 2011 году.

В 1993 году фестиваль «Белые ночи Санкт-Петербурга» привлек внимание правоохранительных органов. А его организатор — Владимир Киселев — был допрошен в рамках уголовного дела известного питерского криминального деятеля Александра Малышева. По данным следствия, в качестве спонсорской помощи фестивалю «Белые ночи Санкт-Петербурга» поступила партия видеомагнитофонов на сумму 4 миллиона рублей, добытых преступным путем.

Уголовное дело Александра Малышева (хранящееся в архиве городского суда Петербурга) и другие документы изучил журналист Владимир Иванидзе, автор статьи в «Новой газете» «Кто такой В.В. Киселев, который вывел на сцену В.В. Путина», вышедшей 29 августа. Статья посвящена работе Владимира Киселева в 90-е годы в Питере. Автор обещает продолжение в ближайших номерах.

В интервью корреспонденту Радио Свобода Владимир Иванидзе комментирует ход своего расследования.

— Зачем была нужна новая публикация о Владимире Киселеве? Частично те факты, о которых вы пишете, уже упоминались в прессе.

— Было не совсем понятно, был ли Киселев связан с криминальными структурами или нет, и что это за уголовное дело, по которому его задерживали или допрашивали. Мне казалось, что нужно, наконец, поставить точку — потратить время и все выяснить.

— Вы пишете, что Геннадий Петров, арестованный и отпущенный под залог в Испании в рамках операции по борьбе с оргпреступностью, согласно данным регистрационной палаты Петербурга, был первым президентом ассоциации «Фестиваль Белые ночи Санкт-Петербурга», которым затем стал руководить Владимир Киселев. По линии этой ассоциации в командировку выезжал известный «авторитет» Александр Малышев… А зачем таким людям вообще учреждать фестиваль поп-музыки?

— Можно только строить предположения. Вероятно, для того, чтобы наладить связи с официальными властями Петербурга того времени. Посмотрите на официальное распоряжение мэра Анатолия Собчака: каждый год, начиная с 1992 года, он фактически своим распоряжением начинал этот фестиваль. Этому событию с самого начала придавался почти государственный статус. И чиновники входили в оргкомитет (включая заместителя мэра Владимира Путина). Конечно, в этом были плюсы для Александра Малышева и его людей.

— Чиновники представляли себе, с какими людьми имеют дело?

— Боюсь, не стоит говорить прямо, что я думаю об этом.

— А зачем учредителям фестиваля приглашать к руководству Владимира Киселева?

— Наверное, им нужна была публичная фигура. Человек, который может спокойно войти в оргкомитет фестиваля.

— Что такое «Международный фестиваль» Петербурга, который приветствовал Владимир Путин, будучи президентом? Организаторы «Белых ночей — 2011» говорят об этом факте в рамках «истории фестиваля».

— Возможно, это компания, сменившая «Ассоциацию Белые ночи». В ней присутствовала упруга Владимира Киселева (теперь уже бывшая) и Сергей Драпкин.

— Вы утверждаете: «Ассоциация фестиваля «Белые ночи Санкт-Петербурга» стала фактически штаб-квартирой лидеров организованной преступности» в 90-е. Что имеется в виду?

— Если почитать допрос Сергея Драпкина (официально он был директором «Ассоциации фестиваля Белые ночи Санкт-Петербурга»), то там все ясно сказано. Просто нечего добавить. Там, например, говорится, что компания «Форвард Лимитед» (еще одна «штаб-квартира» малышевских) — это была часть, помещений Ассоциации. Там, например, размещали замечательных голливудских актеров, артистов и других V.I.P., которые приезжали на фестиваль. И в Ассоциации были два человека, которые отдавали распоряжения, и это не Киселев. Это Геннадий Петров и Сергей Кузьмин. Те самые, у которых сейчас вместе с Малышевым проблемы с полицией Испании.

— «Форвард Лимитед» была, в свою очередь, связана с банком «Россия» — как вы утверждаете в статье.

— Да, и не только она. И «Петродин» (компания Геннадия Петрова, один из соучредителей ассоциации «Фестиваль белые ночи Санкт-Петербурга») была связана с банком «Россия». Состав акционеров этого банка ныне закрыт от журналистов. Но в 90-е в течение ряда лет и даже в разгар самого уголовного дела было известно, что Петров и Кузьмин были не просто акционерами этого банка опосредованно, через свои компании — но и персонально, они были миноритариями.

Тогда, в 90-е, было невозможно понять, кем на самом деле являются акционеры банка «Россия». Но было известно, что кто-то из них был соседом Путина по даче, кто-то просто с ним постоянно общался. Например, Геннадий Тимченко…

— То есть, в 90-е годы данные об акционерах банка «Россия» были открытыми?

— Да, но кто тогда знал эти имена? Впоследствии выяснилось, что, в частности, акционеры Петров и Кузьмин — это люди, которых спецслужбы и полиция в нескольких странах прямо называют лидерами организованной преступности. Что ж, никогда не поздно узнать…

— В своей статье вы говорите о фирме «Newtel».

— Да, это была фирма, зарегистрированная по потерянным водительским правам в США выходцами советскими иммигрантами, проживающими на Брайтон-Бич. В 1992 году они набрали команду людей, которые должны были в России организовать аферу. Афера заключалась в том, что была организована выставка, где «Newtel» предлагала российскому рынку, который только зарождался, недорогие компьютеры. И начался ажиотажный спрос. Однако, условием покупки компьютеров была полная предоплата. Представители «Newtel» набрали сотни миллионов рублей, после чего скрылись. Это было крупное дело, которое расследовали вместе ФБР и МВД. В разных местах мира организаторы аферы были арестованы.

В отчете ФБР (отчет для служебного пользования, но тем не менее он у некоторых журналистов оказался), есть немало упоминаний «Newtel», а также организаторов этой схемы. Среди других назван Михаил Черный и его компания «Transcommodities». Но, конечно, полная доказательная база есть только у ФБР.

— И жертвой «Newtel» оказалась компания «Ист-маркет», которая, в свою очередь заключила контракт с «Белыми ночами Санкт-Петербурга».

— Да, глава компании «Ист-Маркет» Андрей Коротаев перевел деньги за компьютеры, но товара не дождался. Тогда он обратился к посреднику «Newtel», с которым был заключен контракт в Петербурге — «Инфобалту». «Инфобалт» показал контракт с «Newtel» и тогда Коротаев понял, что его обманули. Он потребовал деньги с «Инфобалта», включая неустойку. Но в ответ вмешались «малышевские». Они заставили Коротаева вернуть неустойку. Причем Коротаев вынужден был расплатиться видеомагнитофонами, оформленными как спонсорская помощь фестивалю «Белые ночи»…

— Фестиваль «Белые ночи Санкт-Петербурга» неожиданно возродился в июле 2011 года. К этому времени Владимир Киселев подал иски ко многим СМИ. Он, в частности, отрицает, что в 90-х фестиваль привлек внимание правоохранительных органов.

— Это нелепо. Есть масса доказательств тому, что Владимир Киселев допрашивался в рамках уголовного дела против крупнейшей преступной организации того времени в Петербурге — «малышевских». Так не бывает, что не остается архивов.

— Однако дело против Малышева и других окончилось пшиком: многие задержанные были отпущены. Александр Малышев получил мизерный срок за хранение оружия. А по поводу роли президента «Белых ночей» Владимира Киселева (сначала допрошенного в 1993, а затем задержанного в 1994 году в рамках дела, выделенного в отдельное производства из «малышевского») следователь заявил Радио Свобода: «Ну, задержали. Нет состава преступления — отпустили».

— Либо следователь что-то забыл, что вполне понятно за давностью лет, либо что-то произошло во время суда. С этим делом под конец следствия вообще происходили странные вещи: отпускали людей, которые находились под стражей. То, на что рассчитывали следователи, не получилось. Было много амнистированных, многие эпизоды были исключены и, таким образом, исчезала доказательная база… Кстати, когда суд закончился в 1995 году, было возбуждено уголовное дело против судьи Холодова: при проведении официального обыска в его кабинете были обнаружены кассеты с записями разговоров подследственных по «малышевскому» делу.

— В вашей публикации упоминается комитет по внешним связям мэрии Санкт-Петербурга (им в те годы руководил Владимир Путин), который заверял биографические справки Малышева, Петрова, Кузьмина, необходимые для выезда за рубеж в то время.

— Да, я считаю это интересным фактом. Была такая функция у этого ведомства. Наверное, комитет знал, кто выезжал за границу и сидел ли этот человек два раза за убийство — как, например, Александр Малышев. Малышев выезжал за границу как один из руководителей «Музыкального центра» Владимира Киселева, соучредителя ассоциации «Белые ночи Санкт-Петербурга». Я подозреваю, что Малышев ни одного дня там не работал в качестве кого бы то ни было. Но этот официальный статус нужен был для выезда за границу. Сергей Драпкин на допросе именно об этом и говорит: Малышев в ассоциации не работал. Я понимаю, что он имеет в виду. При этом, объясняя сведения из анкеты о выезде за рубеж, Драпкин ссылается на то, что анкеты для выезда за рубеж проверяли «компетентные органы» — вопросы к ним.

— Вы пишете также о некой коммерческой структуре «Нева-шанс» в Петербурге, «к которой имел отношение нынешний премьер». Однако подробности не раскрываете. К чему такая загадочность?

— «Нева-шанс» упоминалась и раньше, но никогда — в таком контексте. Это довольно интересное дело, и я как раз им занимаюсь. Подробности последуют.

— Судов вы не боитесь?

— Суд — отличная площадка чтобы дополнительно представить доказательства того, что написано в моем материале.

— Фестиваль «Белые ночи Санкт-Петербурга» указывал на своем сайте, что он официально зарегистрирован за рубежом.

— Вопросы остаются. В Англии есть компания, которая называется «White nights» и имеет прямое отношение к Владимиру Киселеву. Но это уже происходило не в «дикие 90-е», а в 2000-е. И об этом тоже нужно будет говорить.

Корреспондент Радио Свобода Ирина Чевтаева побывала в Тверском суде Москвы, где рассматривались исковые заявления фонда «Федерация» и Владимира Киселева к ИД «Коммерсант». Два иска были поданы фондом, один — лично Киселевым, в каждом требовалось возместить ущерб по миллиону рублей.

Адвокат Константин Козлов требовал опубликовать опровержение и взыскать с ответчиков один миллион рублей. При этом он отметил, что «это субъективная оценка страданий Владимира Киселева».

Однако когда рассматривали иск фонда к ЗАО «Коммерсант» и авторам статьи, Козлов подошел к судье и внес исправление в заявление: вместо миллиона написал «1 рубль». Козлов настаивал, что фонд помогает детям не только материально, но и «морально-этически».

Суд удовлетворил лишь один иск — к Льву Амбиндеру. За фразы «Участие в благотворительных концертах Владимира Путина — чистая фантастика» и «Все ваши фонды — та же профанация, что и «Федерация» он и ЗАО «Коммерсантъ» теперь должны будут выплатить «Федерации» по три тысячи рублей и опубликовать опровержение в газете.