https://www.funkybird.ru/policymaker

Виталий Портников: керченская тайна

Разгадать керченскую тайну — значит понять, как будут развиваться российско-украинские отношения в ближайшем будущем.

Министры иностранных дел России и Украины Сергей Лавров и Константин Грищенко сообщили после своей встречи в Нижнем Новгороде о решении вопроса разграничения в Азово-Керченском проливе. Взаимопонимания по поводу этой границы не удавалось найти ни во времена Леонида Кучмы, ни во времена Виктора Ющенко.

После прихода к власти Виктора Януковича оптимистично обещалось — в том числе и самим новым президентом — о том, что взаимопонимание по вопросу Азово-Керченского пролива будет найдено уже в первом квартале 2011 года. Сейчас — первый квартал 2012 года, но даже сегодня министры отказались сообщить журналистам подробности возможного урегулирования, объяснив это тем, что план должен быть одобрен в столицах. А это означает, что у глав дипломатических ведомств нет уверенности, что в Москве и Киеве однозначно позитивно воспримут компромисс, достигнутый в Нижнем Новгороде. Если это вообще будет компромисс.

Как известно, Россия и Украина не могли договориться не по линии проведения границы, а по самому принципу разграничения. Киев настаивал, что в Азово-Кереченском проливе государственная граница была проведена по линии административной границы между РСФСР и УССР, обозначенной на соответствующих картах, которые украинские дипломаты постоянно привозили на переговоры. Москва отвечала, что только на картах эта граница и была, а на самом деле ее вообще не было и юридического подтверждения границы по проливу не существовало.

Российская сторона предлагала разделить залив на зоны ответственности, что не исключалось украинской стороной, но при условии проведения четкой линии государственной границы, что уже не устраивало российскую сторону. Именно поэтому все эти годы переговоры не сдвигались с мертвой точки. Добавим, что речь идет не только о границе, но и о деньгах, которые взимаются за проход судов по проливу: от линии проведения границы будет зависеть, кто станет получать львиную долю прибылей.

Именно поэтому так интересно раскрыть керченскую тайну. Ведь дело не в том, о чем договорились дипломаты, для которых нахождение компромисса — профессия, если на то есть воля свыше. А в том, кто в условиях нынешней российско-украинской конфронтации позволит себе пойти на уступки, откажется от собственного принципиального подхода. Разгадать керченскую тайну — значит понять, как будут развиваться российско-украинские отношения в ближайшем будущем.