https://www.funkybird.ru/policymaker

Юрист «Эхо Москвы»: радиостанцию невозможно уничтожить

Сегодня стало известно, что руководство ОАО «Газпром-Медиа» потребовало досрочной отставки совета директоров радиостанции «Эхо Москвы».

«Газпром-Медиа» собирается сместить независимых директоров станции: юриста Александра Маковского и научного руководителя Высшей школы экономики Евгения Ясина. В знак протеста из состава директоров вышли главный редактор «Эхо Москвы» Алексей Венедиктов и его заместитель Владимир Варфоломеев. Однако, как сообщила Slon юрист радиостанции Кристина Кадыкова, возможности влиять на редакционную политику у совета директоров все равно не появится.

— После решения «Газпром- Медиа» сменить совет директоров, многие стали опасаться изменения редакционной политики. Но ведь главный редактор избирается коллективом, а не назначается директорами, так? — Да, главный редактор у нас избирается сроком на 3 года и эта процедура описана в уставах организации и СМИ. Кандидатура предлагается самими журналистами, затем на общем собрании журналистов избирается и предлагается для утверждения советом директоров организации. В результате заключается трудовой договор, сроком на 3 года. — А если совет директоров не утвердит кандидатуру? — А это по уставу невозможно. Он обязан назначить ту кандидатуру, которая избрана коллективом журналистов. — И снять потом в течении трех лет главреда никак нельзя? — Да, нельзя, если он соблюдает закон и устав, то это невозможно. — А в чем вообще полномочия совета директоров?

Они хоть как-то могут влиять на редакционную политику и вообще на то, что идет в эфире и выкладывается на сайте? — Нет, на основании закона «О СМИ» у них нет таких полномочий. — А в чем тогда вообще задачи этого совета директоров, зачем он нужен? — Дело в том, что СМИ само денег не зарабатывает, их зарабатывает учредитель, а учредитель — это юридическое лицо, со своими органами управления, согласно федеральному закону«Об акционерных обществах». — А вот, скажем, вопросы — какую ставить рекламу и сколько ее должно быть — это же коммерческие вопросы, они в ведении совета директоров? — Нет, это регулируется федеральным законом «О рекламе». В ведении совета директоров общие вопросы: сделки,ограничения по сделкам, возможность участия в других организациях, и т.п. Кроме того, в его ведении лицензии, разрешения государственных органов, вопросов много, одним словом. — Если мы представим себе самый худший сценарий, о том, что совет директоров захочет лишить радиостанцию прибыли, — сможет ли он это сделать, например, просто не заключая сделки с рекламодателями? Есть ли у них законные способы уничтожить радиостанцию как таковую? — В одночасье — нет!

Все решения требуют строго соблюдения процедуры, каждая из которой имеет свои сроки. При этом любое нарушение может стать предметом судебного иска. — Насколько я понимаю менять собираются именно независимых директоров. А у них есть какие-то особые функции, какой может быть смысл в их замене? — Функции у всех директоров одинаковые, смысл, скорее, в результатах голосования, так как законом предусмотрен ряд особенностей, при которых решение либо проходит, либо нет. — И в этом смысле статус «независимого» директора дает какие-то дополнительные преимущества? — Скорее, надежду на здравый смысл.