https://www.funkybird.ru/policymaker

Дарья Митина: о честных и нечестных выборах

До чего же раздражает примитивное охранительское пропаг*ндонство, бесконечно тиражирующее одну и ту же дешёвую хохму — «Оппозиция заявляет, что выборы нечестные, не дождавшись результатов, то есть она не признАет их итоги независимо от того, будут они сфальсифицированы или нет».

Ну, переубеждать пропаг*ндонов — бесполезно, они с этой дешёвки кормятся, но их-то меньшинство, а большая часть, видимо, действительно не понимает, в чем разница между «нечестными выборами» и «сфальсифицированными результатами». Для них придется разъяснять.

Не будем вдаваться в отвлеченные теоретизирования о том, бывают ли вообще при буржуазной демократии честные выборы, о том, какова практика их проведения в России и в прочие высоколобые материи. Объясним на чрезвычайно приземленном примере.

Вы — судья на школьном конкурсе красоты и должны выбрать самую красивую девушку. Вы едете на конкурс, предвкушая, как подарите победительнице букет, пригласите её в кино и проведете приятный вечер. При этом в вашей школе красавиц — хоть отбавляй, глаза разбегаются. Вам всегда нравилась Лена, но в последнее время вы замечаете, что чаще заглядываетесь на Свету, притом, что у Оли самые длинные ноги, а у Кати самые красивые глаза. Вы заранее знаете, что будете выбирать между этими четырьмя, и мысленно сопоставляя претенденток, понимаете, что скорее всего отдадите свой голос Свете. Ну или Кате, как карта ляжет:).

Вы приехали на конкурс и обнаружили разодетых конкурсанток в актовом зале. Начинаете искать глазами Свету и не находите. «Как же так?? — спрашиваете вы у устроителей конкурса. — Ведь она реально самая красивая в школе!» Вам объясняют, что Света припозднилась с подачей заявки на участие в конкурсе, поэтому её не допустили. Вы пытаетесь нашарить глазами Катю и тоже её не находите. Устроители говорят, что Катя неправильно оформила заявку, и её тоже было решено не допускать. Ваш взгляд падает на длинноногую Олю, но пожилой бородатый устроитель конкурса в очках с толстыми стеклами начинает что-то раздражённо бормотать, и из его невнятных объяснений вы наконец понимаете, что для того, чтобы участвовать в конкурсе, нужно было заплатить 50 тысяч рублей, а их-то у олиных родителей и не нашлось, поэтому Оля присутствует исключительно в качестве зрительницы и болельщицы за подруг.

Вы начинаете что-то смутно подозревать, и устремляетесь с букетом к своей старой подруге Лене. Устроитель преграждает вам путь и совсем уже злобным скрипучим голосом объясняет, что в конкурсе могут участвовать только девушки, чей рост превышает 175 сантиметров, поэтому миниатюрная Лена здесь тоже исключительно «для мебели». Вас всё это уже изрядно достало, и вы нетерпеливо спрашиваете бородатого устроителя, за кого, собственно, тут можно голосовать, и вам показывают пальцами на кривоногую и щербатую Таньку из параллельного класса и прыщавую Ирку, на которую без слез не взглянешь — они и разыгрывают основной приз.

Вы несколько минут переминаетесь с ноги на ногу, и в итоге вручаете букет беззубой Таньке, сочтя её всё же менее тошнотворной, чем жирная Ирка в прыщах. Бородатый устроитель шумно выдыхает воздух: ведь председатель жюри конкурса — по совместительству танькин папаша…

А теперь внимание, вопрос. Сфальсифицированы ли результаты конкурса? Совершенно очевидно, что нет. Выбор какой-никакой, но был, и вы сами, совершенно добровольно, находясь в здравом уме и твердой памяти, отдали Таньке свой букет. Реализовали своё право на демократический выбор, так сказать. Вся процедура выбора происходила у всех на глазах, и Танька одержала убедительную победу по очкам, без фальсификаций и подтасовок.

И следующий вопрос: можно ли назвать такой конкурс красоты честным и справедливым? Согласны ли вы с тем, что конкурс в результате тщательного отбора выявил главную красавицу школы?