https://www.funkybird.ru/policymaker

Как ковались «дела» Тимошенко

Пока в Европе обсуждают, как содержится Юлия Тимошенко в Качановской колонии, пока сравнивают условия провинциальной «зоны» с Киевским СИЗО, выясняется, что впервые Тимошенко пришлось побывать в тюрьме еще на заре ее коммерческой деятельности, в 90-х — за контрабанду.

Вскоре в печать выходит книга бывшего заместителя генпрокурора Украины Николая Обихода, в которой рассказывается о том, как 27 марта 1995 года 35-летняя Юлия Тимошенко вылетала из Запорожья в Москву. Она была задержана на таможенном посту Запорожского аэропорта за сокрытие 26 тысяч долларов и 3 миллионов 900 тысяч карбованцев. На этом основании против нее возбудили уголовное дело по статьям УК Украины «за покушение на контрабанду валюты в крупном размере». Задержание было произведено следственным отделом управления СБУ. Юлию поместили в камеру СИЗО УМВД Запорожской области.

Сидела Тимошенко тогда недолго. Учитывая ходатайство представителей фирмы «КУБ», а также наличие у Юлии несовершеннолетней дочери, подследственной изменили арест на подписку о невыезде.

Затем Юлия Тимошенко начинает защищать себя — становится народным депутатом Украины, получает неприкосновенность. Тогдашний и.о. генпрокурора Олег Литвак безрезультатно направляет в Верховную Раду представление о даче согласия на привлечение Юлии к уголовной ответственности. Среди прочего возникает вопрос: кому конкретно в Москву она везла валюту?

История с контрабандой тянулась шесть лет — до тех пор, пока ввели в действие новый Уголовный кодекс, и перемещение валюты через границу с сокрытием от таможенного контроля перестало быть уголовно наказуемым деянием. Украинской Генпрокуратуре пришлось прекратить расследование. А в 2005 году, по решению Верховного Суда, дело было закрыто из-за отсутствия состава преступления.

Возвращение к этой схеме мы видим и сейчас, когда депутаты пытаются «декриминализировать» статью, по которой обвиняют Тимошенко.

Вторично, как пишет Обиход, наша героиня попалась уже через несколько месяцев после «прокола» в Запорожском аэропорту. При досмотре в московском аэропорту «Внуково», во время вылета в родной Днепропетровск российские таможенники обнаружили в багаже Тимошенко незадекларированные 100 тысяч долларов США. Они находились в полиэтиленовом пакете. На основании этой находки против Тимошенко в России начали расследование о попытке контрабанды.

В середине 90-х для полетов Юлии в Москву периодически заказывали чартерные рейсы от корпорации. В то время, когда у Тимошенко в Москве обнаружили контрабандные деньги, ее провожал муж Александр. Внуковская таможенная служба взяла у него очень любопытные показания. «Так как жена и летевший с ней сотрудник «Содружества» Гена Осташевский за день не успели поесть, я еще в Москве приобрел продукты и упаковал в полиэтиленовые пакеты, — излагает в протоколе допроса свидетель Александр Геннадиевич. — Это два белых пакета и один в рисунках. В них находились: булочка хлеба, курица жареная, пять малосольных огурцов, сыр порезанный, колбаса резаная, шейка порезанная, две бутылки минеральной воды, бутылка сока, два йогурта, две баночки рыбки, две пачки масла. Я и мой сотрудник Федан донесли пакеты до зала VIP. От зала VIP до самолета их донес один из пилотов. Он нам обычно помогал, пакеты довольно тяжелые».

Здесь есть два важных момента. Во-первых, по свидетельству самого Александра Тимошенко, Юлия Владимировна целый день не ела. Во-вторых, пакеты «с продуктами» носил в самолет пилот, и делал это регулярно. Так и сказано — «обычно помогал».

Более подробно описывает ситуацию находившийся во Внуково Владимир Федан — начальник охраны фирмы «КУБ»: «Александр Тимошенко предложил Юлии Владимировне взять пакеты с продуктами. Она сказала, что не надо, мы не будем есть в полете. Мне сказали отнести их в машину». Хотя лететь предстояло дольше часа, изголодавшаяся за день женщина почему-то отказывается от еды. Странно, почему?

Ответ — в объяснительной записке инженера Внуковской таможни Михайлова: «Работая в ночную смену, приблизительно около 22 часов в зале VIP я производил регистрацию рейса 2272 «Внуково-Днепропетровск». При досмотре обратил внимание, что водитель машины, на которой приехали пассажиры рейса, нес в зону досмотра три полиэтиленовых пакета. Было видно, что они не ожидали досмотра. Я предложил пропустить данные пакеты через интроскоп. Тогда пассажирка Тимошенко Ю. В. сказала, что ей на борт питания не нужно, и она оставляет их. Позже второй пилот днепропетровского рейса с этими пакетами пошел без досмотра прямо к самолету на стоянку 51, о чем я сказал сотрудникам таможни и ЛОВД».

Второй пилот Владимир Шевченко каялся, как мог: «На площади перед залом VIP я увидел автомашину с открытым багажником и водителя. Знал, что этот человек привез в аэропорт Тимошенко. Водитель попросил меня отнести в самолет несколько полиэтиленовых пакетов с продуктами для пассажиров. Я приоткрыл и увидел там баночки, бутылки, свертки. Внимательно я не смотрел. Я взял эти пакеты, отнес в самолет и положил в багажник на полку. Такая просьба от заказчиков этого рейса бывает обычной, я не удивился и не обратил внимания. Мысль о спецконтроле и таможенном досмотре у меня на тот момент не возникала».

Итак, на рейс 2272 направились «булочка хлеба, курица жареная, пять малосольных огурцов и колбаса резаная» и 100 тысяч долларов. Из показаний инспектора Внуковской таможни Качанова: «…Я поставил пакеты на стол и спросил, чьи? Тимошенко Ю. В. сказала, что пакеты принадлежат ей и стала меня просить вернуть пакеты провожающим, не досматривая их. Это меня насторожило. Я открыл пакет белого цвета и увидел там продукты, завернутые в фольгу и какие-то свертки, тоже завернутые в фольгу. Когда я развернул свертки, то увидел там пачки стодолларовых купюр. С гражданкой Тимошенко Ю. В. случилась истерика, она стала умолять меня вернуть деньги провожающим». И появится короткое объяснение: «Я, Тимошенко Юлия Владимировна, не знаю, что это за деньги, через таможню их не проносила. К этим деньгам не имею никакого отношения».

Вслед за делом о 100 тысячах возникла история о 405 миллионах долларов, позаимствованных при участии Тимошенко из бюджета российского Минобороны. Как выясняется сейчас, все эти дела — только этапы большого пути.