https://www.funkybird.ru/policymaker

Бюджетные тайны: игра в одни ворота

24.10.2011 «Федеральный бюджет на 2012 год и следующую двухлетку благодаря твердой позиции думских «единороссов» успешно прошел первое чтение в нижней палате парламента» http://www.rg.ru/2011/10/24/budget.html

Бюджет, которым пользуются все страны мира, под названием «смета (роспись) доходов и расходов государства» родили талантливые банкиры более 300 лет назад в Англии. Все страны с удовольствием быстро его приняли. За все годы ни в одной стране не возникало никаких недоразумений или недовольства. Пока не было компьютеров и множительной техники, над составлением его трудилась армия грамотеев, так как его надо было согласовывать, исправлять, корректировать, переписывать без конца.

Древние же цивилизации, которые родили понятие бюджет, определяли его как предел, лимит. Что-то не совпало.

Как можно всерьез считать основные доходы страны от экспорта нефти, если цена на нее зависит от политической воли США? Выходит, что в главном финансовом документе от математики нет и следа – сплошные прогнозы.

Гром грянул чуть более 100 лет назад. Стоимость хозяйств выросла и одному богатею стала не по карману. Возникли первые акционерные общества. И тут стало много проблем: собственник хозяйства впервые стал коллективный. Коллективного управления хозяйством не бывает, коллективной ответственности – тоже. А каждый акционер независимо от количества акций хотел знать, кто будет тратить его деньги, как эффективно будет тратить, какую прибыль получит. Попробовали «бюджет» и быстро его забраковали. Нет собственника, нет ответственного, прогнозы никого не интересовали. А если деньги пропадут, с кого требовать? Их интересовало множество вопросов, – какой план, сколько денег надо для его выполнения. На что мы даем деньги – на простое воспроизводство (прибыль этого года) или на расширенное производство или новое строительство (сколько время ждать первую прибыль). В общем, конкретные вопросы, на которые надо было получить конкретные ответы.

В результате большой работы появился Устав первого акционерного общества, в котором были расписаны права и ответственность каждого акционера, нанимаемого Президента АО, учреждение Совета директоров и права и ответственность членов его, цели возведение нового объекта, простое воспроизводство, капитальный ремонт, расширенное воспроизводство в любом сочетании, а также строительство объекта для удовлетворения потребностей (не для получения прибыли). Дано определение АО – акционерное общество есть хозяйство, осуществляющего деятельность самостоятельно, объединение нескольких хозяйств не допускаются – это более высокая организация, в которой производственные отношения иные.

Для управления хозяйством АО нанимало Президента хозяйства – хорошего профессионала, определяло ему оклад и предоставляло право участия в прибыли хозяйства, возлагало на него все виды ответственности в полном объеме. Утверждало расходы на ремонтно-эксплуатационные нужды (РЭН), обеспечивающие выполнение плана – бюджет плановых расходов (простое воспроизводство). В Совет директоров выбирали акционеров, чья доля собственности была выше определяемого минимума общим собранием. Член Совета директоров имел контрольные функции, получал содержание и нес все виды ответственности пропорционально доли собственности. Общим собранием принимали решение о расходе полученной прибыли – какую часть направить на выплату дивидендов, какую направить в бюджет развития. Собственником бюджета развития был определен Совет директоров. А руководитель Совета директоров становился собственником казны.

Президент хозяйства был собственником бюджета плановых расходов. Никто не имел права вмешиваться в его деятельность.

Таки образом, появились новые собственности и новые собственники. Эти собственности были несовместимы и имели разных собственников. Вот это и была оптимальная модель государственной бюджетной системы. За все эти годы эта модель была успешно апробирована АО всеми странами мира. Обратите внимание, что в этом случае бюджет стал пределом, лимитом.

Почему же «новая» модель бюджетной системы до сих пор не реализована ни одним государством? Ведь каждое хозяйство, каждая административная единица, каждый орган управления, каждая структура имел бы свой бюджет плановых расходов и свой бюджет развития, что соответствовало бы требованию самоуправления административных единиц? Исчезла бы самостийность, причина внутреннего терроризма, опасность развала государства. Должно быть в любой стране ДВА бюджета – бюджет плановых расходов страны и всех хозяйств, работающих на ее территории и бюджеты развития выборных органов управления экономикой и общественной жизнью всех уровней. Первый бюджет – собственность руководителя Банка страны, вторые – собственность выборных органов всех уровней. Кто сколько заработал в свой бюджет развития, тот так и живет.

Причина простая: бюджет страны, сконструированный банкирами, дает государственной власти бюджетную власть – самую действенную. Что из этого получается – кризисы, дефолты, инфляция и прочие прелести. Пока не поймет население, что бюджет страны – фикция, причем очень вредная, так и будет продолжаться этот коллективный самообман.

Вот какую жизнь устроили банкиры себе и власть имущим и какую жизнь населению. Как будем благодарить их за наше счастливое детство и достойную старость?