https://www.funkybird.ru/policymaker

От эмбарго на импорт иранского сырья пострадает Евросоюз

От эмбарго на импорт иранского сырья пострадает Евросоюз, а выиграет Россия

Игра с нефтью после объявления странами Евросоюза эмбарго на ее импорт из Ирана продолжается. В воскресенье стало известно, что Иран прекратил поставки нефти британским и французским компаниям. Об этом заявил представитель министерства нефти Исламской республики Алирезу Никзад. Как сообщали ранее иранские власти, далее последует прекращение поставок другим странам Евросоюза, среди которых больше всего пострадают Греция, Испания и Италия, и без того находящиеся на грани дефолта.

Однако, как заявил в понедельник представитель МИД Франции Венсан Флореани, французские компании сами прекратили импортировать иранскую нефть еще до решения Ирана остановить экспорт. А следом приостановили закупки сырья из Ирана Великобритания, Австрия и Португалия.

Причиной такого решения Ирана стало эмбарго, которое одобрили 23 января на встрече в Брюсселе лидеры 27 стран Евросоюза. Они объявили, что к 1 июля все члены Евросоюза, закупающие нефть у Тегерана, должны будут полностью свернуть импорт из этой страны. Однако Иран решил опередить их. «Европа допустила ошибку, политизировав вопрос энергетики. Если эмбарго могут объявить получатели нефти, то это могут сделать и ее поставщики», – заявил посол Ирана в Москве Махмуд Реза Саджади. И добавил, что проигравшими в этой политической игре окажутся европейские получатели энергоносителей.

Впрочем, как выяснилось, Евросоюз пока обеспечен запасами сырой нефти и топлива. «Текущие запасы составляют 136 млн. тонн, что покрывает потребление на 120 дней, поэтому в случае остановки поставок из Ирана немедленного удара по потребителям не произойдет», – сообщила агентству Reuters представитель Еврокомиссии Марлин Хольцнер. Но она не сказала, что будет потом, ведь в страны Евросоюза поступала треть экспортируемой Ираном нефти – 2,5 млн. баррелей в день. Самые крупные потребители – «проблемные» страны, такие как Италия, Испания и Греция, на которые приходилось 68 % поставок иранской нефти в Европу.

Иранские нефтяники сыграли на опережение, не оставив европейцам времени для поиска новых поставщиков, чтобы заключить с ними договора и сделать процедуру эмбарго безболезненной. Особенно это актуально для южноевропейских стран, которым будет сложно найти новых поставщиков. Например, для Греции Иран был единственным поставщиком, потому что другие просто отказались работать со страной, которая не может обеспечить вовремя оплату поставок. Евросоюз отсрочил введение санкций до лета именно для того, чтобы Греция, Испания и Италия смогли найти альтернативные источники энергоносителей, а теперь они рискуют остаться без нефти.

Тут возникает вполне резонный вопрос: зачем Европе, где ситуация и так на грани фола, усугублять ее введением эмбарго?

«Наверное, такое решение европейские страны приняли не без влияния США, хотя, за последнее время мы видели много абсурдных действий со стороны Евросоюза. Например, обострение отношений с Сирией и Ливией, поддержка так называемой «арабской весны», которая вылилась в приход к власти исламистов, которые наверняка будут действовать в отношении экономических связей с Европой гораздо жестче, чем прежние режимы. Так что ситуация с Ираком – просто еще одно, достаточно странное решение. Но все это больше относится к политологии, а с точки зрения экономической: когда нужно разгребать долговые проблемы, не стоит добавлять себе головной боли на тему, где брать нефть. Поэтому вполне возможно, что Евросоюз пошел на это под давлением каких-то внешних факторов», – пояснил «НП» руководитель лаборатории макроэкономического прогнозирования ИНП РАН Дмитрий Кувалин.

По его словам, нефть для Греции европейцы найдут – она потребляет не слишком много, поэтому можно организовать поставки танкерами из других источников. Проблема в том, что иранское эмбарго на поставки нефти в Европу поднимет цены на нефть для всех потребителей, как говорят эксперты МВФ – на 20-30 долларов за баррель, и соответственно, платежный баланс стран, и без того дефицитный, еще более ухудшится.

Между тем, такой исход дела бесспорно выгоден России с ее «нефтеориентированной» экономикой, пишет The New York Times. Сорт российской нефти Urals по составу очень близок к иранским сортам, российские нефтепроводы готовы обслуживать покупателей, которые будут платить повышенную цену. По оценкам аналитиков издания, из-за проблем вокруг Ирана за последние месяцы баррель нефти подорожал на мировом рынке на 5-15 долларов, при этом сорт Urals впервые превысил по стоимости североморский Brent.

«Это означает, что российская нефтяная индустрия зарабатывает дополнительно 35-105 млн. долларов в день», – пишет The New York Times. По словам аналитика Джесса Мерсера, рост цен на нефть выгоден всем нефтедобытчикам, но России особенно, потому что у нее есть «большое преимущество – сеть нефтепроводов, по которой можно снабжать традиционных покупателей иранской нефти в Европе и Азии». «Газпром» тоже извлечет выгоду из эмбарго, так как цены на российский газ, поступающий по долгосрочным контрактам в европейские страны, привязаны к стоимости нефти на рынке.

Но не все эксперты согласны с такой точкой зрения. «Когда западные эксперты говорят о высоких ценах на нефть, которые выгодны России, они смотрят только на одну сторону вопроса, – поясняет Дмитрий Кувалин. – Доходы бюджета повысятся за счет поступлений нефтедолларов, резервные фонды вырастут, но и наши внутренние цены на нефть в этом случае тоже начинают дико расти, потому что мы открытая экономика. А это означает большие издержки для российских нефтепотребляющих отраслей, а также для конечных потребителей».

«Поэтому, если сопоставить выгоду с ущербом отечественной экономики от роста мировой цены нефти, то окажется, что она не так велика, как кажется. Слишком высокая цена на нефть нам однозначно невыгодна, и весь этот механизм стерилизации избыточных доходов за счет резервных фондов, введенный во время роста нефти до 145 долларов за баррель, говорит о том же самом. И цены на газ тоже пойдут вверх, так как они привязаны к нефти, а за ними цены на нефтепродукты, и в результате пострадают все российские потребители», – считает эксперт.

Тем временем, у Исламской республики возникла еще одна проблема: из-за санкций иностранные компании не могут переводить платежи за нефть на счета иранских банков. Но выход всегда найдется: к примеру, как заявил министр финансов Индии, в которую идет 16 % иранской нефти, существует «альтернативная схема» платежей в рупиях и по бартерным соглашениям. Как сообщило агентство Reuters со ссылкой на индийские СМИ, платить за иранскую нефть Индия собирается через счета, которые откроет в «Газпромбанке». Кроме того, по словам экспертов, Иран может расплачиваться за импорт бартером – нефтью и золотом, а также юанем, рупиями и рублями.

Между тем, пока Иран расплачивается по контрактам без всякого бартера, и довольно активно закупает зерно. Только за последние две недели Тегеран импортировал 1,1 млн. тонн пшеницы, а до конца марта закупит еще 420 тыс. тонн зерна из Германии, 360 тыс. тонн из Канады, 240 тыс. тонн из Бразилии и 200 тыс. тонн из Австралии. Правда, схема оплаты за импорт весьма сложная: в ней участвуют швейцарские оффшорные компании, имеющие доступ к азиатскому капиталу, а часть контрактов деноминирована в иенах.