https://www.funkybird.ru/policymaker

Будущее России. Про десталинизацию и патриотов

На вопросы корреспондента «Файла-РФ» отвечает доктор исторических наук, профессор МГИМО Валерий СОЛОВЕЙ.

– Валерий Дмитриевич, либералы вновь заговорили о необходимости «десталинизации». Какие цели преследует эта кампания?

– Её цели далеко не всегда очевидны массовому сознанию.

Первая из этих целей в том, чтобы создать благоприятный фон для позитивной оценки 90-х годов. Есть такое пиаровское правило создания фона: хотите хорошо выглядеть – покажите, что всё, окружающее вас, дурно или хотя бы хуже вас. На таком фоне вы будет подобны сияющей снежной белизной вершине, Монблану среди кочек.

Вот и пресловутая «десталинизация» имеет целью создание фона, на котором чудовищные 90-е годы будут выглядеть прорывом к свободе, демократии, рынку.

Вторая цель более завуалирована. Дело в том, что либералы сейчас готовятся к новому витку реформ по образцу 90-х годов.

Готовится масштабная приватизация государственных предприятий и уничтожение практически всей социальной инфраструктуры под псевдонимом «модернизация». То есть, либералы хотят снова ввести нас в ту же самую реку.

Масштабные революции – то есть такие, когда меняется не режим, а система – занимают много времени, идут волнами. Революция 1917-го завершилась в середине 30-х годов. А в некотором смысле даже в 45-м, когда народ полностью примирился с новой властью. «Цветные» революции – это тоже продолжение революций, начатых на рубеже 80-90-х годов. На Украине и в Грузии произошли национально-демократические революции. Аналогичная революция стоит на повестке дня и в России.

– А угроза распада России при этом насколько велика?

– Угроза выглядит пока гипотетической. Но она может легко реализоваться при дальнейшем расширении и углублении политического кризиса. Хотя бы потому, что регионы остро ощущают свою обделённость.

Сейчас Россия по экономгеографической структуре выглядит типичной страной «третьего мира». Жиреющий и задыхающийся от богатства столичный мегаполис высасывает жизненные соки со всей остальной территории огромной страны. Исключение – некоторые газо-нефтеносные провинции. Даже в Питере жизненный уровень значительно ниже, чем в Москве.

– Но в последнее время активизировались больше именно либералы. Впечатление, что именно они хотят затеять свару. Неужели нельзя рационально решить проблемы?

– Если бы они умели решать проблемы «по-умному», то решили бы их ещё в 90-е годы. Им мешают две простые вещи. Первая – очевидный дефицит ума. Вместо ума у них форс – или, как говорит молодёжь, «дешёвые понты». Вторая причина – это презрительное, уничижительное отношение к собственной стране и к русскому народу.

Либералы экзистенциально чужды России и русским. Для них «эта страна», «этот народ» – колонизуемая территория, а они – посланцы высокой цивилизации, её культуртрегеры. Хотя на самом деле они типичные коллаборационисты, современные власовцы, колонизующие страну в интересах внешних центров силы.

– А как Вы оцениваете силу влияния Запада на современную Россию?

– В отличие от 90-х годов, Запад сейчас избегает открытого и откровенного вмешательства в дела России, поскольку там прекрасно понимают, что любая ассоциация какой-либо политической силы с Западом вызовет у нас крайне неприязненное отношение к этой силе.

Запад влияет на Россию самим фактом своего существования. Запад – это пример и образец. Не только для России, но и для всего мира. Пример того, что можно создать довольно эффективную политическую и экономическую систему и обеспечить высокий жизненный уровень для большинства собственного населения.

Чем вдохновлялись арабские революции? Образцом Запада. Советская революция рубежа 80-90-х – тоже. Это влияние было преимущественно опосредованное. То есть, оно проявлялось не в открывании кредитных линий для революционной активности, хотя было и такое. Главное – вдохновляющий пример. Поскольку мы тогда с Западом знакомы не были, для нас этот пример был мифологическим – казалось, что там всё так замечательно…

Но, как сказал один известный польский диссидент, «всё, что коммунисты говорили о коммунизме, было неправдой, зато всё, что они говорили о капитализме, оказалось чистой правдой».

Сейчас Запад влияет на Россию самым простым и очевидным образом – через российскую элиту. Где хранятся деньги российских миллиардеров и чиновников? В западных банках. Где учатся их дети? В университетах Запада. Где они отдыхают? На Западе. Где их недвижимость? Там же.

Если сейчас в Лондоне живёт около 300 тысяч выходцев из СССР, если даже по официальным данным 20 процентов высших российских чиновников (точнее, члены их семей – и это данные восьмилетней давности) имеют крупную недвижимость в Лондоне, то возникает ситуация зависимости.

Проблема не в том, что Запад влияет, а в том, что наша элита ориентирована, за редчайшими исключениями, прозападно. В Евангелии есть замечательная фраза: «Где сокровище ваше, там и сердце пребудет ваше». Сердце нашей элиты на Западе.

Запад держит её на длинном поводке. «Ребята, вы хотите проводить независимую политику или намерены с нами враждовать? Тогда что будет с вашими деньгами, нажитыми «непосильным» трудом на ниве служения родине? Догадываетесь? Вот перед глазами пример Мубарака и Каддафи… Чем вы лучше?»

Поэтому стратегия российской элиты заключается в том, чтобы войти в пул западной элиты в качестве равноправного партнёра. Не просто приобрести недвижимость, футбольные клубы, яхты и прочие символически значимые вещи, открыть счета, – а сделать так, чтобы тебя признали равным. Что для этого надо? Для этого надо обменяться пакетами акций. То есть войти в число собственников крупнейших западных корпораций.

Однако Запад указывает российским миллиардерам их место: оно в прихожей, дальше которой лакеев не пускают.

И это главная проблема российской элиты. Которую она не решила и для решения которой готова пожертвовать буквально всем. Всем – это значит страной и народом, но, конечно, не своими активами.

Дух времени в России направлен сейчас против доморощенных либералов. Не против либерализма как принципа. Нет. Русские хотят свободы. Они разделяют все основные демократические и либеральные ценности. Хотят свободы передвижения. Свободы политической жизни. Частной собственности. Покупать квартиры, машины, строиться… В этом плане мы ничем не отличаемся от тех, кто живёт на Западе. Но люди не приемлют ту форму либерализма, которую нам пытаются навязать – колониальную.

Сейчас Россия стоит перед самым важным в истории выбором и самым важным испытанием. Я не преувеличиваю: это самое тяжёлое испытание, которое нас ожидает за последние несколько сот лет. За исключением Великой Отечественной войны.

Или порочная социо-экономическая система и самоедское российское государство рухнут, похоронив нас под своими обломками, или же народ сможет взять власть в свои руки – а согласно Конституции, он и является высшим источником власти, – и создать государство, которое будет действовать для народа и во благо народа. Это историческая дилемма. Она будет решаться на наших глазах и при нашем участии. Или неучастии.

Что значит «государство для народа»? Это то, что записано в нашей Конституции: демократическое, социальное, правовое государство. Ничего не надо выдумывать, всё уже известно.

Имеется весьма вдохновляющий и поучительный опыт «азиатских тигров». Они начинали с ужасающей нищеты, их отправная точка была значительно ниже, чем сейчас у России. Но там появлялась группа людей, которая, войдя в элиту, объявляла: «Теперь мы действуем во благо народа. Для нашего народа мы устанавливаем правила игры, которые будут соблюдаться. И если их будут нарушать – скажем, брать взятки, – мы этих людей будем сажать, невзирая на должности, родство и дружбу». И что же? За 15-20 лет – срок по историческим меркам микроскопический – там произошли колоссальные позитивные изменения.

В социологии есть правило: те, кто внизу, ориентируются на тех, кто наверху. Как только элита подаст пример подлинно патриотичного отношения к своей стране и народу, то страна и люди начнут меняться.

Чтобы разумно руководить Россией, не надо иметь западного экономического образования и даже быть семи пядей во лбу. Требуется сущая малость: любить свой народ, свою страну и хотеть для них блага. И обладать хотя бы каплей политической воли, чтобы начать двигаться вперёд.