https://www.funkybird.ru/policymaker

Беларусь. Оппозиция и санкции: перебранка – тоже диалог

В последнее время в оппозиции разгорелись споры вокруг европейских санкций в отношении белорусского руководства и предприятий. На сторонников смягчения санкций обрушились ярые противники такого предложения. Местами дискуссия выходила даже за рамки приличия. Эксперты расходятся во мнении о конструктивности этой дискуссии.

Усомнившихся в пользе санкций обвинили в страшных грехах — от лоббирования интересов белорусской власти и конкретных олигархов до сотрудничества с КГБ. В ответ сторонники смягчения санкций отмечают, что те не результативны и никак не влияют на ситуацию в Беларуси.

В частности, под огонь беспощадной критики попала в начале февраля руководитель «Офиса за демократическую Беларусь» (Брюссель) Ольга Стужинская, ратующая за пересмотр черного списка белорусских чиновников и имевшая неосторожность предложить вычеркнуть оттуда некоторых персон.

Беда в том, что эти споры в оппозиционной среде, по мнению политолога Алексея Пикулика, все больше напоминают «охоту на ведьм».

«В рамках «оппозиционного гетто» сейчас существуют лишь две роли: «пламенный революционер» или «наймит кровавого режима». Оппозиционным сообществом любые новые и нестандартные инициативы сразу записываются в проекты КГБ. Редкие попытки цивилизованного диалога внутри оппозиции с озвучиванием аргументов сторон и аргументированной же их критикой традиционно заканчиваются взаимными оскорблениями и обвинениями в сотрудничестве всех их участников со спецслужбами, а с недавних пор даже неким жалким подобием драки. При этом сведение личных счетов, зависть и паранойя бьют через край», — пишет Алексей Пикулик в статье для Naviny.by.

Наверное, оппозиция действительно занимается не своим делом. По большому счету, этот спор о введении новых санкций или об их смягчении непродуктивен. Брюссель сам решит, что ему делать с санкциями. А внутренние разборки в белорусской оппозиции вредят скорее ей самой, нежели власти.

Подобной точки зрения придерживается, например, политический обозреватель Павлюк Быковский. «Этот спор вообще не дает никакой пользы тем, кто спорит. В общем-то, те, кто выступил за смягчение санкций, — представители гражданского и экспертного сообщества — высказали только свое мнение. Они имеют на это право. У политических партий есть свое мнение, и они его озвучили — за сохранение или даже за ужесточение санкций», — отметил Быковский.

Впрочем, по его мнению, имиджу политических партий и оппозиции в целом ожесточенная полемика вокруг санкций не навредит, потому что по большому счету вообще никакого имиджа у оппозиции нет.

«Во-первых, в том «демократическом гетто», в котором действует белорусская оппозиция, никакой имидж создать невозможно — у нас нет условий для деятельности оппозиции. Во-вторых, то, что раскол в оппозиции существует, было ясно и без этих споров», — рассуждает эксперт.

Он добавляет: «Оппозиция, например, традиционно раскалывается на сторонников бойкота выборов и на сторонников участия в них перед каждыми местными и парламентскими выборами. Я не помню ни одной такой кампании, где подобного раскола бы не было. Поэтому если бы оппозиция не раскололась по вопросу санкций, все равно была бы ругань по поводу участия или неучастия в выборах».

Между тем политолог Юрий Чаусов, выступивший за смягчение санкций, считает, что в споре между сторонниками и противниками подхода к санкциям выиграло прежде всего белорусское общество.

«То, что споры о санкциях стали публичными, то, что была высказана альтернативная точка зрения, заставило общество прежде всего понять, что такое санкции и на что они влияют. Кроме того, общество стало больше понимать роль и функцию визовых ограничений в отношении белорусских чиновников, какие цели такими санкциями могут быть достигнуты, а какие — нет. То есть спор пошел на пользу обеим сторонам и на пользу белорусской политике в целом», — полагает Чаусов.

При этом аналитик категорически не согласен с тем, что Брюссель исключительно сам будет решать, какие санкции вводить, а какие нет.

«В Брюсселе нет определенной стратегии по отношению к Беларуси. Впрочем, нет ее и внутри Беларуси — как со стороны оппозиционных структур, так и со стороны власти. Поэтому эмиссары из Брюсселя приезжают сюда, выслушивают экспертное мнение, представителей оппозиции и гражданского общества», — считает Чаусов.

По его мнению, введение санкций является для Брюсселя самым легким решением в сложившейся ситуации. «Ввели санкции — и не нужно дальше думать, что делать с Беларусью, какую стратегию по отношению к ней разрабатывать», — заявил Чаусов.

Что касается «медийных войн» в среде оппозиции, то Чаусов полагает, что они «не закончатся никогда». «И я не думаю, что от этих войн есть какой-то вред, — заявил политолог. — Главное, каким стилем и каким языком они ведутся. Если спорить нормальным и взвешенным языком, языком аргументов, а не ярлыков, то можно находить точки соприкосновения, идти на компромиссы, и тогда, может быть, можно будет выйти даже на общую стратегию на выборах. А если дискуссия превращается в тычки и пинки, то ничего хорошего ждать не приходится».

По мнению Чаусова, дискуссия вокруг санкций, хоть и на повышенных тонах, но все-таки перешла в конструктивное русло.

А вот Павлюк Быковский смотрит на этот сюжет иначе. По мнению аналитика, оппозиция, ввязавшись в спор о санкциях со стороны Евросоюза, навредила прежде всего себе.

Он также отметил, что в этом споре политические партии фактически подставили себя под орудия белорусской пропаганды. «Если раньше официальная пропаганда исключительно голословно утверждала, что оппозиция призывает ввести санкции в отношении Беларуси, то теперь сами оппозиционные партии дали аргументы в руки белорусскому телевидению, чем оно не преминет воспользоваться», — считает Быковский.