https://www.funkybird.ru/policymaker

Беларусь все больше становится изгоем?

Александр Лукашенко принял решение не миловать Владислава Ковалева и Дмитрия Коновалова. Главу государство не остановило возмущение правозащитников и представителей гражданского общества. Не заставили задуматься данные НИСЭПИ, согласно которым 43,4% белорусов считают витебчан невиновными. Даже отрицательное отношение к делу «террористов» со стороны Запада не подтолкнуло президента отложить решение вопроса и попробовать в будущем «разыграть эту карту». В чем причина такой радикальной позиции Лукашенко?

На этот вопрос в интервью UDF.BY попытались ответить экс-председатель Верховного Совета Республики Беларусь, генерал-лейтенант милиции Мечислав Гриб и бывший подполковник КГБ Валерий Костко.

Эксперты считают, что спешка и волюнтаризм Лукашенко – это юридическая и политическая ошибка, которая может привести к еще большему падению его авторитета.

«Следствие не ответило на все вопросы, и в обществе есть недоверие его результатам, – говорит Костко. – Юридическая сторона настолько слабая, что власти сами подставляются и вызывают сомнения в справедливости вынесенного приговора. Я не знаю, чем руководствовался Лукашенко, принимая такое решение. Сегодня день Конституции, гарантом которой должен быть президент. Он же демонстрирует презрение к Конституции».

«Не думаю, что стоит говорить о каких-то группах влияния, на которые можно свалить казнь Ковалева и Коновалова, – рассуждает Гриб. – Лукашенко, очевидно, сам принимал решение. Общество это понимает».

По мнению экспертов, на фоне дипломатической войны с ЕС и постоянных проектов новых санкций, неприменение помилования в отношении осужденных способно только усугубить конфликт:

«Данное решение я расцениваю в том числе как сигнал Европе: «Мы стойкие, мы сильные. Ваши советы нам не нужны». Когда весь мир, вся Европа сегодня осуждает применение смертной казни, Беларусь все больше становится изгоем, применяя ее», – заявляет Гриб.

Мечислав Гриб, который когда-то возглавлял следствие по печально известному»витебскому делу», подчеркивает: «Применять смертную казнь к осужденным нельзя. Во-первых, могут быть судебные ошибки, которые потом исправить невозможно. Во-вторых, не государство дает жизнь человеку и не государству решать, жить ему или нет. К тому же пожизненное – тоже не мед».

Каких-то внятных доводов в пользу того, чтобы в такой спешке отказать в помиловании и Ковалева, и Коновалова эксперты не видят.

«Не знаю, что произошло с президентом», – недоумевает Мечислав Гриб.