https://www.funkybird.ru/policymaker

Без сюрпризов: каким будет обновленный кабинет министров

Дмитрий Медведев и Владимир Путин в течение нескольких дней в Сочи обсуждали формирование нового правительства. Они продолжат консультации, пока полностью не определятся с будущим кабинетом.

Глава государства обещал сформировать «кардинально обновленное правительство», если по итогам выборов получит это право. Избранный президент говорил, что не хочет допускать «кампанейщины» и призывал сохранить «кадровый костяк».Сегодня на заседании рабочей группы по формированию «открытого правительства» Медведев заявил, что оптимальный срок нахождения чиновника на одной должности три-шесть лет. Он допустил возможность конкурсного отбора министров в будущем. Возможны ли сюрпризы и неожиданные назначения? Куда уйдут «старожилы»? Finam.ru обратился к политологам и экономистам с вопросом о том, каким будет новое российское правительство. Большинство экспертов пришли к выводу, что разговоры о кардинальном обновлении останутся разговорами, однако несколько ключевых изменений и отставок все же произойдут.

Александр Казаков, политолог, директор Центра либерально консервативной политики им. П.Столыпина и П.Струве: Будет попытка достичь определенного баланса между, условно говоря, предыдущей командой и совершенно новыми людьми, поскольку в формировании правительства принимает участие Владимир Путин, не раз доказавший, что он умеет находить людей, которые всем известны, но которых никто не мог бы и представить в правительстве, к примеру — Дмитрий Рогозин. Никто не мог предположить, что он станет вице-премьером по «оборонке». Поэтому возможны неожиданные ходы. Но главная задача — сохранение баланса. Конечно, у Путина есть своя команда, которая на протяжении более десяти лет помогает ему выстраивать стратегию развития страны, и, естественно, он не откажется от этих людей, поскольку это группа единомышленников. Но в истории нашей страны всегда существуют, помимо презентационной власти и публичного правительства, неправительственные источники власти, которые зачастую более весомы, чем публичное правительство. Я думаю, Путин сумеет разместить их на ступенях власти так, чтобы обеспечивать эффективность реализации принимаемых решений.Что касается новых людей, то думаю, что нас ждут сюрпризы. Идея новизны здесь доминирует над эффективностью. Ведь чего требуют люди? Новенького. Так им и дадут новенькое, только чтобы потом не жаловались. Старые профессионалы нам надоели. Не качество стоит теперь на первом месте, а формальные процедуры. И я не дам 100% гарантии, что Медведев возглавит правительство. Консультации, которые сейчас ведет тандем, вполне серьезные, и мы должны это понимать. Они могут привести к тому, что нынешний президент, как и Прохоров, скажет «Нет, не хочу». Путин, конечно, не откажется от Медведева, но Медведев отказаться может. Ему эмоционально сложно будет работать при вице-премьерах Рогозине и Сечине.

Максим Минаев, ведущий эксперт Центра политической конъюнктуры России:

Перестановки в правительстве будут значительные, но они будут носить подчеркнуто подчиненный характер по отношению к тому профилю, который обретет администрация президента. Правительство ожидает статус технического инструмента в руках Кремля вне зависимости от того, кто его возглавит. Сейчас наиболее явный кандидат — это Медведев. Сам Путин уже подтвердил, что сделал выбор в пользу действующего президента. Новому правительству предстоит выполнять технические полномочия. Либеральная пресса пытается найти интригу в том, как Медведев будет руководить правительством, с целью обозначить наличие возможного центра власти. На этом играет ряд влиятельных политических экспертов. Они пытаются представить дело так, как если бы он реально смог бы выполнять подобные функции. В СМИ проходила информация о том, что, возможно, Медведев будет присутствовать от России на саммите G-8. Это игра в рамках схемы, но она мне не представляется состоятельной. Медведев вряд ли выступит в качестве самостоятельной фигуры. У него не появилось серьезных лидерских амбиций. Он отнюдь не так силен, как пытаются его представить определенные политические и экспертные круги.Очевидно, что Кудрина готовят на пост главы правительства после Медведева. Бессмысленно сейчас вводить его в нынешний кабинет, так как ему предстоит принять ряд непопулярных мер. Прохоров четко ориентирован на создание своей либеральной партии, которая должна будет исполнить роль своеобразной ширмы, громоотвода всех либеральных сил. Однако рассматривать его как потенциального члена правительства вполне можно. Я думаю, произойдет переход кадров из администрации президента в новое правительство. Сохранят свои позиции уже назначенные чиновники — Сурков и Рогозин. В новый кабинет перейдет, скорее всего, Аркадий Дворкович (на какую-то экономическую позицию) и Наталья Тимакова. Может быть, останется Антон Силуанов, Иван Демидов будет работать в команде Суркова в правительстве.

Алексей Мухин, гендиректор Центра политической информации:

Новое правительство будет двухъядерным. Большое ядро составит кандидатура Путина, малое — Медведева. Со стороны последнего туда, скорее всего, войдут его соратники, например, Аркадий Дворкович, Михаил Абызов, бывший губернатор Калининградской области Георгий Боос. Они плотно включены в работу по реорганизации проекта «Большое правительство». Дворкович претендует на экономику, Абызов на администрирование, Боос будет заниматься региональными проблемами. Много шансов остаться имеют Сечин, Сурков. Рогозин может осуществить прыжок в кресло министра обороны. Впрочем, у него есть конкурент — помимо Сердюкова, есть еще Андрей Белянинов. Левитин и Голикова, Фурсенко и Трутнев находятся в группе риска — скорее всего, им придется уйти. Позиции Дмитрия Козака в качестве вице-премьера пошатнулись, но он метит в кресло генпрокурора. Александр Хлопонин в качестве представителя СКФО тоже остается в группе риска, так как в этом регионе в скором времени потребуется «силовик». Кадровые перспективы Кудрина рассматривались в качестве самого экстравагантного хода Путина, то есть ввести его в состав правительства Медведева в качестве «аллергена» на пост вице-премьера. Но, мне кажется, что в данной ситуации проблема представляется неразрешимой. Кудрин не хочет входить в правительство, поэтому от этой идеи придется отказаться. Возможно, с этим связана пошатнувшаяся позиция Силуанова, на место которого метит Сердюков.

Владимир Рожанковский, директор аналитического департамента ИК «Норд-Капитал»:

Кардинального обновления в любом случае не получится, потому что как-то раз в одном из своих интервью Владимир Путин сообщил, что он очень «дорожит своими друзьями» — что ж, по-человечески это качество заслуживает самого чистосердечного уважения, вот только остаётся вопрос для ординарных обывателей: как добиться дружбы Путина? Теперь — серьёзно. Мы — оптимисты, поэтому в тайне надеемся, что самых неквалифицированных министров — министра спорта Виталия Мутко (памятуя его «заслуги» в Ванкувере), а также министра обороны Сердюкова — всё-таки заменят на профессионалов (как говорится, надежда умирает последней). В роли первого я вижу Владислава Третьяка (его нынешняя должность может быть передана «безработному» бывшему наставнику нашей хоккейной сборной Быкову), в роли второго — в худшем случае, бывшего вице-премьера Сергея Иванова, в лучшем — генерал-лейтенанта Анатолия Хрулёва.Поскольку наши интересы, в основном, сосредоточены на российской экономике и финансах, то мы хотели бы видеть Эльвиру Набиуллину на её прежнем месте во главе МЭР, но вот что касается министерства финансов, то Силуанов по всем признакам не обладает харизмой Алексея Кудрина, которая в столь непростые времена явно не помешала бы. Мы, финансисты, понимая, что возвращение Кудрина в Минфин невозможно по техническим причинам, видим в качестве главы ведомства либо Олега Вьюгина, либо Бэллу Златкис (хотелось бы ещё вспомнить и про Виктора Геращенко, но его кандидатура — заведомо непроходная и ввиду его возраста и по причине серьёзных концептуально-философских расхождений с нынешним политическим истеблишментом).

Игорь Николаев, директор департамента стратегического анализа ФБК:

Я не верю в то, что будут какие-то кардинальные изменения. Во всяком случае, практика реализации кадровой политики Владимира Путина — как известно, у нас президент назначает министров правительства — говорит о том, что он неохотно меняет людей в своей команде. Можно вспомнить историю с Михаилом Зурабовым, когда кто бы ни говорил о том, что человек не на своем месте, Путин не слушал. А потом, как известно, Зурабов стал послом на Украине. Поэтому, несмотря на все заявления, я не ожидаю существенных изменений. Они, конечно, будут и, наверное, коснутся тех министерств и ведомств, которые на слуху — Минобрнауки, Минздравсоцразвития. Высока вероятность того, что Алексей Кудрин не будет в составе нового правительства. А вот стать, к примеру, председателем Центробанка, вполне может, но не сейчас.

Николай Петров, политолог Московского Центра Карнеги:

Кардинального обновления не будет. Не думаю, что сейчас у Путина есть возможность и «скамейка» для того, чтобы действительно существенно обновить состав правительства, и потом — всегда существенные обновления — это большой риск. Новому человеку необходимо время, для того чтобы войти в курс дела. За исключением таких очевидных замен возрастных и давно всеми ожидаемых, к примеру, уже состоявшегося ухода Виктора Христенко, возможного ухода Сергея Шойгу, а также Виктора Иванова, принципиальных изменений в персональном составе кабинета не произойдет.

Кроме того, я не вижу вариантов существенного изменения путинского состава кабинета. Также не вижу возможности для Медведева стать премьер-министром. Один-два человека могут с ним прийти, но на этом его способность включить в правительство своих людей закончится. Он, конечно, может обладать правом вето, требовать чьей-то замены, но одно дело — отрицательное влияние на формирование состава кабинета, другое — положительное. Мне кажется, положительное влияние Медведева будет не очень велико.

Михаил Виноградов президент Фонда «Петербургская политика»:

Были даны два противоречивых сигнала. В сентябре Нарышкин заявил о том, что будет абсолютно новое молодое правительство без дополнительной опеки президента. А в декабре Путин сказал, что состав в целом сохранится. Если посмотреть на положение действующих министров, большинство из них не могут быть до конца уверены в том, что сохранят места на нынешних постах. Я осторожен в предположениях о том, что Рогозин может стать министром обороны. Политическая необходимость сейчас в таком шаге ниже, чем была полгода назад. О Дворковиче говорят как о возможном кураторе экономического, финансового блока. Такие ожидания озвучивались еще 3-4 года назад, но не подтвердились. Сейчас это кажется более вероятным. Но какой это будет пост — министра или вице-премьера — пока не понятно.

Валерий Хомяков, генеральный директор Совета по национальной стратегии:

Тандем демонстрирует, что готов к диалогу. Но больших изменений в правительстве не будет. Главным, к сожалению, остается то, что кабинет формируется по принципу — есть хороший человек, друг детства, которому нужно найти должность, создается структура, и этого человека туда сажают. Демократические страны исходят из другого — сначала появляется некая новая проблема, которую нужно решать, потом создается структура с определенными функциями, и только потом ее возглавляет чиновник, способный эти функции осуществлять. Мы идем по первому пути. И сейчас будет то же самое. Если вспомнить, серьезных отставок за последние 12 лет у нас не было. Исходя из этого, считаю, что новых людей будет немного. Могут быть созданы новые структуры. Не очень устойчиво чувствует себя Фурсенко.Протестные настроения в обществе у нас связаны с тем, что слишком долго люди находятся у власти. Не будете меняться, мы вас поменяем — так рассуждает общество. Возможно, Нургалиев уйдет, слишком много скандалов было последнее время. Экономический и финансовый блоки вряд ли тронут. Никакого Кудрина в правительстве не появится — он выбрал для себя новую линию жизни. Самое главное, нам, гражданам, от перестановок ни холодно, ни жарко. Не думаю, что весь российский народ, затаив дыхание, ждет не дождется, когда же наше правительство будет сформировано. Обществу все равно, кто займет посты, оно хочет изменений. Здесь важна эффективность. Расклад будет все тот же — Путин доминирует, Медведев при нем, и политика «чего изволите» будет продолжаться.