https://www.funkybird.ru/policymaker

Реформа на триллион рублей — новые полномочия регионам

Российские регионы получат больше прав, серьёзно подкреплённых финансами, чтобы эффективнее принимать решения, которые напрямую влияют на уровень жизни людей. Об этом сегодня говорили на Госсовете, где обсуждали перераспределение полномочий между разными уровнями власти.

Школу в подмосковной Апрелевке начали строить еще пять лет назад. Сейчас занятия временно идут в помещении детсада. Год за годом сдача откладывается.

«У нас очень много сейчас средств централизованно выделяется на проблему решения здравоохранения, детские сады, образование. Но мы считаем, что если бы они сразу хотя бы половина этих средств оставались у нас, на местах, то они бы использовались эффективнее», — говорит глава администрации Наро-фоминского района Московской области Александр Баранов.

Школа — только один из примеров: многие решения лучше принимать на местах. Регионы нужно избавить от излишней опеки федерального центра — лейтмотив сегодняшнего заседания Госсовета. Помимо рычагов власти, муниципалитетам и губернаторам потребуются и дополнительные источники доходов.

«Регионам нужен больший простор для проведения эффективных решений в целях повышения уровня жизни наших людей — соответственно, достаточно ресурсов для того, чтобы эти полномочия осуществлять, — сказал Президент. — Давным-давно пора признать, что Россия настолько сложна как федерация, что мы не должны стесняться учитывать эти различия более тщательно, создавая дифференцированные правовые, инвестиционные и, может быть, даже налоговые режимы в отдельных регионах».

Местные бюджеты дополнительно получат около триллиона рублей, об этом Дмитрий Медведев упомянул еще в своем послании Федеральному собранию. Кому-то дадут больше, кому-то меньше — все зависит от уровня развития. Возможно, новые методы управления начнут внедрять в пилотных регионах.

«Здесь не должно быть какого-то формального подхода. Финансовая децентрализация должна дать регионам не какие-то крохи, которые впоследствии все мы будем совместно делить, а существенные дополнительные средства для полноценной работы. Только в этом случае эта децентрализация имеет смысл», — заявил Д. Медведев.

В то же время отчитываться губернаторам придется за каждую копейку. Деньги из центра на места будут поступать, как говорят финансисты, в форме так называемой единой субвенции. Иными словами, речь идет о целевом перечислении. Малейшие изменения — и у проверяющих возникнут вопросы. В регионах считают, что новые схемы работы помогут избежать бюрократической волокиты.

«Многие вопросы сегодня у нас, к сожалению, решаются часто из Москвы. И для того, чтобы получить какое-либо разрешение, необходимо не просто выйти, например, на какую-то структуру федеральных органов исполнительной власти в регионе, но еще и запросить добро из Москвы. Это, естественно, время, это, естественно, потеря динамики в решении того или иного вопроса», — сказал губернатор Санкт-Петербурга Георгий Полтавченко.

С аналогичной проблемой сталкиваются во многих регионах.

«По наследству от предков досталось огромное количество историко-архитектурного наследия. Так вот для того, чтобы отреставрировать, мне даже уже денег не надо. Но, чтобы согласовать, для того, чтобы договориться, получить разрешение на реконструкцию, воссоздание его для будущих поколений, по каждому зданию приходится отбивать пороги в течение одного года», — сообщил губернатор Астраханской области Александр Жилкин.

Еще одна инициатива — пусть регионы сами распоряжаются федеральным имуществом.

«Практически в каждом субъекте федерации десятилетиями стоят недостроенные полуразрушенные здания, неиспользуемые земли. Зачем Росимуществу из Москвы заниматься, да к тому же неэффективно, незаинтересованно, имуществом в такой огромной стране? Контролируйте, спрашивайте, но не сидите как собака на сене «, — сказала Валентина Матвиенко.

Валентина Матвиенко также считает, что институт полномочных представителей Президента себя изжил. Полпредов могли бы заменить региональные министры по делам территорий.

Денег в региональных бюджетах будет больше, если перераспределить налоги и сборы. Например, на местах могли бы получать часть средств от сбора налога на прибыль и водного налога. В результате и дотационных территорий стало бы меньше.

«Следующее предложение — это передача регионам акцизов на спирт этиловый, на табачную продукцию. По оценкам экспертов, общий объем поступлений от данных акцизов в региональные бюджеты может составить еще свыше 170 миллиардов рублей. При этом предлагается перераспределять поступающие в федеральный бюджет доходы от указанных акцизов между регионами по пропорциональной численности проживающего в них населения», — сказал вице-премьер РФ, полпред президента в Северо-Кавказском федеральном округе Александр Хлопонин.

«Вопрос с акцизами очень сложный. Мы его неоднократно тоже обсуждали. И даже в ходе подготовки послания я несколько раз на эту тему консультировался с Минфином. Я предлагаю сейчас решение не принимать, но и вопрос не закрывать и посмотреть на проблему под различными углами», — сказал Президент.

Собирать налоги на доходы физических лиц нужно по месту жительства, а не по месту работы, прозвучало в зале. Такая мера поддержала бы местные бюджеты.

Для многих регионов наиболее актуальная проблема — отсутствие качественных дорог. Один из вариантов решения вопроса — скорректировать налоговое законодательство.

«Я бы внес предложение, чтобы 8 процентов налога на добавленную стоимость заменить тремя процентами налога с оборота. Направить на формирование региональных дорожных фондов, как источник финансирования», — предложил губернатор Белгородской области Евгений Савченко.

«Мы с вами только что создали дорожные фонды — федеральный и региональные и просчитали источники поступления денег в дорожные фонды. Они просчитаны, и налог, и эти фонды будут наполняться — напомню, с правом регионов передавать часть этих поступлений в муниципальные бюджеты и с созданием там соответствующих дорожных фондов, — напомнил В. Путин. — Более того, некоторые из присутствующих здесь коллег прямо ко мне обращались (я уже об этом публично говорил) и говорили о том, что там столько будет денег, что мы не сможем их освоить на цели дорожного строительства, — разрешите нам, дайте нам право использовать на другие цели. Послушайте, давайте мы сначала тогда запустим этот механизм, который должен работать с 1 января следующего года, освоим эти средства, посмотрим, как это работает, а потом нужно будет, наверное, и можно делать какие-то выводы и готовить следующие шаги».

Передавать полномочия из центра на места нужно крайне аккуратно, считают в правительстве. Есть опасения, что медицинские или технические стандарты в разных регионах будут отличаться. А это недопустимо. Кроме того, из-за несогласованности действий федеральных и региональных служб в случае ЧП могут погибнуть люди.

«Пожар спрашивать не будет, он перекинулся с одного региона в другой, и всё. И мы будем принимать решение: чья это ответственность? Кто должен тушить пожар — регион или какие-то федеральные органы власти? Послушайте, у нас не может быть пермского законодательства, владивостокского, хабаровского или московского, или питерского. У нас единообразное должно быть законодательство, единое для всей страны», — сказал премьер.

Прежде чем принимать решения, подчеркнул губернатор Кировской области Никита Белых, надо все взвесить с учетом мнений разных слоев общества. «Мы в данный момент находимся в начале нового политического цикла, и у нас есть возможность действительно проводить серьезные и необходимые институциональные изменения. При этом для этого действительно требуется постоянное общение с обществом. Я сам в субботу присутствовал на митинге, который проходил у нас в городе, я не знаю, кто еще из коллег моих присутствовал, но диалог между властью и обществом совершенно точно должен быть», — сказал он.

Итоги обсуждения подвел Дмитрий Медведев. Он еще раз напомнил: впереди непростой период для мировой экономики. Нельзя нанести урон федеральному бюджету. Затягивать с перераспределением полномочий тоже нельзя, но действовать нужно крайне аккуратно.

«Я бы хотел, чтобы мы эту работу воспринимали как дорогу с двусторонним движением. Это не только предложение федерального центра что-то передать в регионы и муниципалитеты. Давайте посмотрим, действительно, и на обратную ситуацию. У нас не должно быть бездумного засаживания полномочий, когда центр сбрасывает их в регионы, а регионы без копейки денег их потом не исполняют. Это категорически неприемлемая ситуация. Наша задача как раз сделать так, чтобы под каждым полномочием, которое вы имеете, были деньги. В противном случае нужно сказать честно и людям, и всем, кто занимается этими вопросами: мы не способны их исполнять. Принимайте решение. В некоторых случаях, может быть, содержательные решения», — сказал Д. Медведев.

В ближайшие месяцы в Госдуму должны внести ряд законопроектов, они детализируют процесс перераспределения полномочий и бюджетных ресурсов. Изменения начнутся уже в 2013 году и займут не менее трех лет.