https://www.funkybird.ru/policymaker

Запад корректирует оценки сирийского конфликта

Россия и Лига арабских государств согласовали позицию по сирийской проблеме. В Каире был подписан документ, состоящий из пяти пунктов, и, что самое важное, исключающий внешнее вмешательство в конфликт. В Дамаске навести дипломатические мосты между оппозицией и правительственными силами пытается спецпосланник ООН Кофи Аннан. Он уже провел встречи с президентом Асадом и одним из лидеров антиправительственных сил. Однако пока все усилия международных посредников не слишком эффективны. Можно ли распутать этот узел?

Крыши домов, разрушенные здания, черный дым над городом, какие-то люди с оружием, перепуганные мирные жители и горящая техника — это самые последние съемки из города Хомс, одного из оплотов сирийской оппозиции. Вот уже почти год, почти из всех крупных городов Сирии приходят такие, или очень похожие кадры. Только за последние сутки, по данным правозащитных организаций, в стране погибло более ста человек.

И пока в Сирии общая ситуация не спешит меняться к лучшему, международные оценки происходящего в стране, кажется, немного скорректировались. Встреча главы российского МИДа Сергея Лаврова с министрами стран-членов Лиги арабских государств в Каире — это, конечно, не прорыв, но всё же. Ведь как итог встречи была озвучена общая позиция по ситуации в Сирии – пять пунктов, под которыми подписалась и Москва, и ближневосточные дипломаты. Прекращение насилия, международные мониторинг, исключение внешнего вмешательства, доставка гуманитарной помощи и, наконец, поддержка миссии Кофи Аннана. При этом Сергей Лавров уточнил, что Россия не защищает какие либо режимы, а говорит лишь о необходимости соблюдения международного права. И в Каире, что очень важно, арабские дипломаты не стали обсуждать возможность военной поддержки оппозиции.

«Мы согласовали совместную позицию из пяти пунктов. Первое — прекращение насилия, откуда бы оно ни исходило. Второе — создание беспристрастного и независимого механизма мониторинга, третье — никакого внешнего вмешательства, четвертое — беспрепятственная доставка гуманитарной помощи всем сирийцам. И, наконец, пятое — твердая поддержка миссии Кофи Аннана с целью начала политического диалога между правительством и всеми оппозиционными группами», — заявил министр иностранных дел РФ Сергей Лавров.

Вероятных причин перемены позиции Лиги арабских государств по сирийской проблеме может быть несколько. Командующий центральным командованием армии США генерал Джеймс Маттис заявил недавно, что сирийская армия весьма сильна, многочисленна и хорошо вооружена. В том числе и средствами ПВО, что означает — установить бесполетную зону над Сирией, как это было в Ливии, не получится.

Накануне в Дамаск прибыл спецпредставитель ООН и Лиги арабских государств Кофи Аннан. Президент Сирии Башар Асад впервые с начала антиправительственных выступлений встретился со столь высокопоставленным дипломатом. Он заявил Кофи Аннану, что прекращению кровопролития мешают террористы. Бывший генсек ООН говорил и с оппозицией. Противники Асада, ранее отвергавшие любые предложения о переговорах, скорректировали — по крайней мере, на словах — свою позицию.

«Переговоры о переходном периоде должны начаться после прекращения насилия, освобождения заключённых и в подходящей обстановке», — заявил Хассан Абдулазим, глава Координационного совета сирийской оппозиции.

Впрочем, надо понимать — сирийская оппозиция неоднородна. Частично это действительно либерально мыслящие интеллектуалы, студенческая молодежь, которые хотят политических реформ. Но есть и другая часть оппозиционеров – самые настоящие боевики, которые совершают теракты, подрывают мосты и линии ЛЭП. И когда идут сообщения о том, что сирийские военные применяют при штурме городов тяжелую технику, то надо понимать — противостоят им хорошо вооруженные и обученные группы, в которых воюют в том числе и наемники из Саудовской Аравии и Ливии, а также западные военные инструкторы. Боевики оппозиции жестоко казнят пленных солдат регулярной армии и обстреливают пассажирские автобусы. То есть когда к Дамаску выдвигаются требования о немедленном одностороннем прекращении огня, то сирийским властям и правда выполнить их просто невозможно. И вероятно, видя это, как и то, что глава «Аль-Каиды» Айман Аль Завахири поддержал в своем обращении простых сирийских моджахедов, Запад посылает части сирийской оппозиции недвусмысленный сигнал — объединитесь, и мы вас поддержим. Если не военным путем, то политически.

«Очень важно, чтобы оппозиционеры понимали, что мы знаем о них, мы поддерживаем их, и мы понимаем важность их действий. Мы надеемся, что они станут примером для тех, кто не хочет оказаться вовлечённым в боевые действия, убийство людей, но кто видит, что для Сирии есть альтернатива», — заявила Кэтрин Эштон верховный представитель Евросоюза по иностранным делам и политике безопасности.

За год внутрисирийского противостояния его жертвами стали более 7 тысяч человек. Большинство из них мирные жители. Экономический ущерб превысил два миллиарда долларов. И даже каирские договоренности пока ничего не изменили. Оружие и наемники просачиваются через сирийскую границу ежедневно.