http://www.funkybird.ru/policymaker

Как уменьшить фальсификации на выборах

После прошедших выборов всем уже очевидно, что надо создать систему, которая позволила бы повысить доверие к выборам, сделать их легитимными. Даже создана специальная комиссия, куда вошли, в том числе и представители оппозиции. Они выдвигают предложения по реформированию избирательного законодательства. Мне кажутся перспективными две идеи, и хотелось бы услышать мнение людей относительно них:

Первая идея заключается в том, что голосование надо сделать не только тайным, но и открытым по желанию избирателя, то есть поименным. В чем смысл тайного голосования? В том, чтобы убрать страхи людей, которые боятся, что у них будут «неприятности», если они проголосуют «не за того». Однако сегодня совершенно очевидно, что в стране есть много людей которые не боятся этого, они готовы открыто признаться в том, что не любят власть — и даже ходят на митинги. При этом эти люди уверены что их голоса украли, но не могут этого доказать.

Надо дать им такую возможность. Надо ввести два вида бюллетеней: такой как сейчас и новый, где человек мог бы вписать свое имя фамилию и паспортные данные и личную подпись (только в том случае, если сам этого хочет). Эти бюллетени должны содержать копию, на которой отражаются результаты голосования (например, как на накладных DHL), которую человек будет отрывать и уносить с собой. Результаты поименного голосования должны заноситься по отдельному протоколу в систему ГАС «Выборы» и быть доступны на сайте. В этом случае каждый человек может зайти и посмотреть как он проголосовал, и если обнаружит что данные в системе другие, просто берет копию своего протокола и идет с ней в суд, и она является доказательством в суде того, что его голос украден. Это будет простая и очень недорогая (по сравнению с установками камер) система, которая позволит существенно уменьшить фальсификации.

Вторая идея в том, чтобы четко прописать процедуру и критерии признания результатов выборов недействительными судом. Сегодня нет четкого перечня и процента нарушений, при котором выборы признаются недействительными. Ну то есть часто Избирком говорит: «Да, нарушения были, но они не повлияли на исход голосования», что само по себе бессмысленно… Конечно же, нарушение нормы влияет на результаты!!! Иначе зачем эта норма прописана?

Но тем не менее сегодня фактически признание выборов недействительным является вопросом доброй воли Избиркома, так как нет жестких критериев, по которым можно было бы признать недействительными результаты голосования. Эти нормы надо прописать в законе и передать функцию признания выборов недействительными суду. А то сегодня суд не может принять такое решение, даже если факты нарушения законодательства доказаны.