https://www.funkybird.ru/policymaker

Укрепление оси Баку-Тбилиси-Анкара

Очередной всплеск антироссийской пропаганды грузинского президента во время визита в Баку 7 марта во многом связан с попыткой оживить, вывести из кризиса внешнеполитическую концепцию Грузии, в котором она пребывает с августа 2008 года. Об этом в беседе с корреспондентом ИА REGNUM заявил эксперт по региональным вопросам Давид Арутюнов, комментируя заявление Саакашвили о том, что у России нет будущего, потому что она строит прошлое.

Сама эта концепция, по словам эксперта, предполагала позиционирование Грузии в качестве основного опорного партнера США в Закавказье, и в тоже время она сливалась бы в экономической сфере с ее транзитной ролью. “После августа 2008 года (грузино-осетинская война – ред.) вся эта концепция пребывает в остром кризисе, и постоянно грузинский президент желает за счет резких антироссийских, по сути пропагандистских заявлений, оживить ее. Сейчас тоже наблюдается такой всплеск, что, в том числе, связано с возникновением у Саакашвили иллюзий о том, что определенные круги в США заинтересованы в реанимации прежней роли Грузии. Это притом, что в последние 3-4 года президентства Обамы, Соединенные Штаты заметно дистанцировались от Грузии, конечно не до конца доводя этот процесс, а сохраняя некоторый баланс”, – размышляет Арутюнов.

На его взгляд, определенное охлаждение отношений между РФ и США по проблеме ПРО, рост напряженности вокруг Сирии и Ирана усилили у грузинской политической элиты иллюзию, что можно реанимировать прежнюю роль. “Эта иллюзия получила новый импульс в результате того, что некоторое время назад Саакашвили за последние 3-4 года впервые был принят Обамой”, – сказал он, добавив, что в эту пропаганду укладывается то, что Россия под видом создания Евразийского союза пытается восстановить СССР, хотя они совершенно отличаются друг от друга.

“В этом плане, если предположить, что геополитическая роль России в регионе сведена к минимуму, как это всячески пытается представить грузинский президент, совершенно не завидна роль всех государств Закавказья, поскольку они, в том числе Грузия, во многом пытаются формировать свою внешнюю политику за счет маневрирования между различными центрами сил. Исчезновение же России из геополитической карты региона приведет к тому, что поле этого маневра резко сузится, и в итоге эти государства станут просто пешками в руках внерегиональных центров силы”, – считает Арутюнов.

Обращаясь к попыткам Грузии и Азербайджана интенсифицировать отношения Баку-Тбилиси-Анкара, собеседник агентства подчеркнул, что на данном этапе более актуальна линия Баку-Тбилиси, но этот процесс носит также широкий, нерегиональный характер. “Это имеет целый комплекс причин и в том числе связан с попыткой азербайджано-турецкого тандема изолировать Армению от каких-то региональных процессов. В то же время это партнерство имеет и экономические мотивации. Это – определенная экономическая зависимость Грузии от Турции и Азербайджана. В условиях же глобального кризиса, когда вообще заметно ослабление связи между закавказскими государствами и внерегиональными экономическими центрами, возникает необходимость интенсификации внутрирегионального сотрудничества, что, в настоящий момент происходит по линии Баку-Тбилиси, конечно же, при участии Анкары”, – сказал он.

Эксперт также добавил, что все это создает достаточно сложную ситуацию для Армении, в том числе в экономическом плане.

В этой связи он напомнил, что в соглашениях, которые были подписаны в рамках визита Саакашвили в Баку, большое значение придается энергетическому сотрудничеству. “В результате, возможно, что Армения будет вытеснена, может быть не до конца, с энергетического рынка Закавказья”, – считает эксперт. Помимо этого, на его взгляд, здесь имеет значение и военно-политический фактор, который для Армении чреват тем, что в первую очередь возникает определенная связка (Баку-Тбилиси-Анкара), вконец отсекающая Ереван от своего стратегического партнера – России. “В случае какого-либо острого кризиса в регионе, возможности Москвы влиять, проецировать военную мощь в регион резко минимизируется в условиях, если ось Баку-Тбилиси-Анкара полноценно состоится”, – заключил Арутюнов.