https://www.funkybird.ru/policymaker

В Железнодорожном избивали и похищали наблюдателей

Декабрьские выборы научили всех нас многому. Власть же они научили тому, что не стоит слишком уж демонстративно нарушать выборное законодательство в крупных городах, где живут политически грамотные избиратели.

Поэтому административная вертикаль решила «построить» другие города, где якобы можно вытворять все, что заблагорассудится. Например, 4 марта наблюдатели в подмосковном городе Железнодорожном шли бескомпромиссно следить за соблюдением законности демократических выборов, а попали на передовую.

Денис Кириенко, наблюдатель от Михаила Прохорова, работал на участке 545 как член избирательной комиссии с правом совещательного голоса. Наблюдатель с правом совещательного голоса обладает теми же полномочиями, что и члены комиссии с правом решающего голоса (исключая процесс выдачи бюллетеней, подсчета голосов и принятия решений, пункт 22 статьи 29 67-ФЗ): он имеет право знакомиться со всеми документами комиссии и получать копии всех документов (пункт 23 статьи 29 67-ФЗ). Также пункт 12 статьи 64 67-ФЗ не предусматривает возможности удаления данного наблюдателя с участка, а только отстранение его от работы.

Обладание этими широкими правами, однако, Денису не помогло. Ему запретили свободно передвигаться по участку и не дали ознакомиться со списками избирателей — а разрешили лишь смирно сидеть на специально отведенном стульчике, откуда Денис не мог видеть одну из двух урн.

Кириенко попытался опротестовать эти нарушения, после чего его удалили с участка — причем сделали это с помощью полиции, которая охотно помогала комиссии нарушать Федеральный Закон. Денис подал жалобу в ТИК и прокуратуру, а когда он возвращался на участок из здания управы, в которой был расположен ТИК, на него напало трое одетых в штатское молодых людей, которые повалили принципиального наблюдателя на землю и стали его избивать. Спасли Дениса прохожие, сумевшие оперативно отбить Кириенко. Однако задержать нападавших, скрывшихся в здании управы, им всё же не удалось. Сейчас у Дениса «всего лишь» разорвана губа. Но он предполагает, что, если бы прохожие оказались чересчур боязливыми или равнодушными, все закончилось бы куда печальнее. «В нашем городе существует круговая порука — ТИК, прокуратура, полиция. Все эти структуры связаны между собой, и всех их опекает мэр, избранный на точно таких же нечестных выборах, как и те, что происходили 4 марта. Меня, безусловно, вели от управы, в которой было полно этих граждан в штатском, непринужденно беседующих с полицейскими и отказывающихся представляться, если об этом их просили журналисты или наблюдатели. Я почти уверен, что нападавшие были одними из этих „гостей управы“, а кто они — полицейские на досуге или представители криминализированных структур — я могу только догадываться», — говорит Денис.

Другие эпизоды произошли с наблюдателем от ассоциации «Голос» Антоном Иващенко, наблюдателем от Прохорова Ильдаром Даденом, а также журналистами мобильной группы Елизаветой Клепиковой и Данилой Сухаревым. Иващенко и Даден работали на участке 530. Их перемещения по участку и вообще любую деятельность комиссия всячески старалась ограничить, а затем было принято решение удалить наблюдателей с участка на основании того, что они якобы мешали работе комиссии. Наблюдатели отправились подавать жалобу в ТИК. Пока они писали заявление, в здании ТИК появилась группа крепких мужчин в спортивных костюмах. На глазах полицейских они вытащили Иващенко и Дадена на улицу, посадили в серые «жигули» 12-й модели и отвезли на окраину города.

«Они затолкнули нас на заднее сиденье. Двое сели по бокам. Всю дорогу они молчали, лица у них были каменные, — рассказывает Ильдар Даден. — Я мог надеяться только на одно — пусть изобьют, пусть покалечат, но оставят в живых. Было реально страшно. Нас везли 10 минут, потом они вытолкнули нас с Антоном из машины, сказали, что они из ФСБ и чтобы мы больше не возвращались к управе. Сейчас я хочу, чтобы о том, как тут происходят эти выборы, узнало как можно больше людей».

У журналистки Елизаветы Клепиковой эти же самые молодые люди в штатском отняли в управе фотоаппарат и видеокамеру. Ее вытащили из здания за волосы, сломали ей очки и посоветовали более не возвращаться в ТИК. Уже в своем дневнике девушка с горечью написала, что сейчас ее единственное желание — уехать из страны, где могут проходить такие выборы.

Руслан Сабитов — еще один житель Железнодорожного. Сабитов работал в мобильной группе. На участке 525 их ждал крайне недоброжелательный прием. Полиция и члены комиссии ограничивали действия наблюдателей и журналистов, не давали им перемещаться по участку, не разрешали проводить фото- и видеосъемку. После их и вовсе выпроводили на улицу. Чуть позже Сабитов попытался провести на подозрительный участок двух журналистов — от партии КПРФ и газеты «Яблоко России».

«Я был предельно корректен, чему подтверждение — имеющаяся у меня диктофонная запись происходящего на участке. Но майор полиции, находящийся там и, по-видимому, выполняющий распоряжение УИК, стал нас выталкивать. В результате он ощутимо ударил меня рукой об железную дверь. К счастью, травмы оказались легкие — несколько ссадин и кровоподтеков. Основное чувство, которое я сейчас испытываю, — это возмущение. Потому что полиция не должна так поступать: защищая воровскую власть, они грубо нарушают закон», — говорит Руслан.

По словам Ксении Зеленцовой, координатора работы наблюдателей в штабе Михаила Прохорова, этими случаями нарушения в Железнодорожном далеко не исчерпываются. В целом по городу ситуация была крайне тяжелая. Что касается приведенных выше историй, то они, по мнению Зеленцовой, имеют судебную перспективу. «Мы видим превышение полномочий полицией, это уголовно наказуемое преступление, нарушены права наблюдателей, за это полагается административная ответственность, — объяснила Зеленцова. — Мы будем этим заниматься. Обычно нарушения сложно доказуемы, к тому же есть сильное сопротивление административной машины. Но в данных случаях мы имеем зафиксированные побои, установлены нарушители. Так что нам есть, что предъявить».

Суды по обращениям удаленных наблюдателей уже идут, в частности, в Петербурге. Но наиболее серьезные случаи с внушительной доказательной базой будут рассматриваться в 20-х числах марта.
Всего же на сайт control2012.ru, созданный в поддержку наблюдателей от Михаила Прохорова, в первые дни после объявления итогов президентских выборов поступило более 12 тысяч обращений, жалоб и вопросов, связанных с нарушениями при проведении и подсчете результатов голосования. Примерно в половине случаев речь идет о нарушениях, которые дают основания для серьезного расследования.