https://www.funkybird.ru/policymaker

Цензура необходима для безопасности государства

А на деле все происходило наоборот. СМИ Юга России в конце 90-х годов были втянуты в межнациональные конфликты и нередко преступали нормы закона. Так, например, на страницах крупных и влиятельных по меркам республик газет в свое время шли дискуссии о Кавказской войне XIX века, упорно именуемой русско-кавказской, об односторонних исторических ее уроках, которые не должно забывать молодое поколение. О том, что во всех бедах виноват федеральный центр, но не периферия. В отдельных публикациях поднимался даже вопрос территориальных притязаний и территориального передела. Приходится констатировать, что СМИ, в т. ч. учрежденные органами государственной власти, формировали неуважительное отношение к России и народам, населяющим Северо-Кавказский регион, дистанцировались от общероссийских государственных интересов.

Вследствие этого информационная ситуация в регионе отличалась нестабильностью, при этом население, под влиянием местных СМИ, готово было замкнуться на проблемах своего района, области, края, республики. Сложившаяся информационная ориентация на локализацию и преимущественное внимание к «местечковым» сообщениям потенциально способна создать условия для полного обособления информационных пространств регионов, что повлечет за собой неизбежное появление доминирующей силы, проводящей посредством замкнутых на регионе СМИ собственную политику и воздействующей на общественные настроения через манипуляцию общественным сознанием.

Следует также иметь в виду и то, что региональные СМИ в основном черпают информацию из центральных СМИ, которые в большинстве своем ангажированы и выражают интересы либо медиамагнатов, либо политических партий и движений.

Все это давало возможность говорить о том, что республиканские, краевые, областные и районные СМИ Северного Кавказа обслуживают в основном интересы местной политической и финансовой элиты, а не федерального центра. Они не были нацелены на интегрирование в единое информационное пространство, зачастую дистанцировались от освещения общенациональных задач и программ, от разъяснения и поддержки государственной политики России, другими словами, не способствовали укреплению федерализма и безопасности государства.

Со временем ситуация несколько изменилась. Этому способствовали, в первую очередь, административные решения: создание округов, централизация управления СМИ на региональном уровне посредством создания территориальных органов Министерства Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций и передачи им функций контроля и управления в сфере СМИ наряду с ликвидацией территориальных органов в северокавказских республиках.

Доктрина информационной безопасности Российской Федерации в немалой степени может и должна стать основой в этой работе, т. к. определяет главные задачи для власти и общества:

— соблюдение конституционных прав и свобод человек и гражданина в области получения информации, пользования ею, обеспечение духовного обновления России, сохранение и укрепление нравственных ценностей общества и традиций патриотизма;

— информационное обеспечение государственной политики, доведение до российской и международной общественности достоверной информации о государственной политике России;

— развитие современных информационных технологий, отечественной индустрии информации;

— защита информационных ресурсов от несанкционированного доступа, обеспечение безопасности информационных и телекоммуникационных систем, как уже развернутых, так и создаваемых по территории России.

Современный этап развития общества характеризуется возрастающей ролью информационной сферы, представляющей собой совокупность информации, информационной инфраструктуры, субъектов, осуществляющих сбор, формирование, распространение и использование информации, а также системы регулирования возникающих при этом общественных отношений. Информационная сфера, являясь системообразующим фактором жизни общества, активно влияет на состояние политической, экономической, оборонной и других составляющих безопасности Российской Федерации. Национальная безопасность Российской Федерации существенным образом зависит от обеспечения информационной безопасности и в ходе технического прогресса эта зависимость будет возрастать.

Под информационной безопасностью Российской Федерации понимается состояние защищенности ее национальных интересов в информационной сфере, определяющихся совокупностью сбалансированных интересов личности, общества и государства.

Интересы личности в информационной сфере заключаются в реализации конституционных прав человека и гражданина на доступ к информации, на использование информации в интересах осуществления не запрещенной законом деятельности, физического, духовного и интеллектуального развития, а также в защите информации, обеспечивающей личную безопасность.

Интересы общества в информационной сфере заключаются в обеспечении интересов личности в этой сфере, упрочении демократии, создании правового социального государства, достижении и поддержании общественного согласия, в духовном обновлении России.

Интересы государства в информационной сфере заключаются в создании условий для гармоничного развития российской информационной инфраструктуры, для реализации конституционных прав и свобод человека и гражданина в области получения информации и пользования ею в целях обеспечения незыблемости конституционного строя, суверенитета и территориальной целостности России, политической, экономической и социальной стабильности, в безусловном обеспечении законности и правопорядка, развитии равноправного и взаимовыгодного международного сотрудничества.

Т. о., информационная безопасность становится одним из важнейших элементов национальной безопасности. Причем речь идет не только о защите баз данных от несанкционированного доступа, но и об общих принципах функционирования информационных ресурсов страны, защите важнейших информационных и телекоммуникационных систем, обеспечивающих деятельность транспорта, энергетики, промышленности, органов государственного управления. В широком смысле слова информационная безопасность включает в себя такие проблемы, как противостояние культурной экспансии со стороны стран с развитой аудиовизуальной промышленностью, сохранение национальной и языковой самобытности.

Особую заботу государство вынуждено теперь уделять не просто обеспечению информационной безопасности в области систем связи, автоматизированных информационных систем, но противостоять возможной информационной агрессии, которая может исходить как из отдельных государств, так и небольших террористических групп.

В настоящее время федеральные власти достаточно уверенно артикулируют безусловное стремление сохранить и упрочить территориальную целостность России, очистить Северо-Кавказский регион от экстремистских и террористических организаций.

Северный Кавказ и Закавказье всегда были и остаются регионом, где сталкиваются стратегические интересы мировых держав. На рубеже тысячелетий регион по-прежнему остается зоной острого экономического и политического соперничества, где четко просматриваются геополитические и геостратегические линии, направленные на ослабление российского и упрочение западного влияния. Свыше 30 государств, многие транснациональные организации и компании объявили Кавказ зоной своих стратегических интересов.

Возникла прямая угроза превращения Северного Кавказа в один из центров международного терроризма. На этнополитическую ситуацию в регионе все более возрастающее влияние оказывают активное проникновение религиозного экстремизма (ваххабизма), попытки политизации ислама, что наглядно проявилось в Чечне и Дагестане.

Межнациональные конфликты, а также территориальные споры возрождают сохранившиеся в памяти некоторых народов Северного Кавказа исторические обиды на репрессивную по отношению к ним политику царизма, последствий непродуманной переселенческой политики Российской империи, а также советской власти, многочисленные перекройки административных границ без учета исторически сложившихся реальностей Северного Кавказа.

А на деле все происходило наоборот. СМИ Юга России в конце 90-х годов были втянуты в межнациональные конфликты и нередко преступали нормы закона. Так, например, на страницах крупных и влиятельных по меркам республик газет в свое время шли дискуссии о Кавказской войне XIX века, упорно именуемой русско-кавказской, об односторонних исторических ее уроках, которые не должно забывать молодое поколение. О том, что во всех бедах виноват федеральный центр, но не периферия. В отдельных публикациях поднимался даже вопрос территориальных притязаний и территориального передела. Приходится констатировать, что СМИ, в т. ч. учрежденные органами государственной власти, формировали неуважительное отношение к России и народам, населяющим Северо-Кавказский регион, дистанцировались от общероссийских государственных интересов.

Вследствие этого информационная ситуация в регионе отличалась нестабильностью, при этом население, под влиянием местных СМИ, готово было замкнуться на проблемах своего района, области, края, республики. Сложившаяся информационная ориентация на локализацию и преимущественное внимание к «местечковым» сообщениям потенциально способна создать условия для полного обособления информационных пространств регионов, что повлечет за собой неизбежное появление доминирующей силы, проводящей посредством замкнутых на регионе СМИ собственную политику и воздействующей на общественные настроения через манипуляцию общественным сознанием.

Следует также иметь в виду и то, что региональные СМИ в основном черпают информацию из центральных СМИ, которые в большинстве своем ангажированы и выражают интересы либо медиамагнатов, либо политических партий и движений.

Все это давало возможность говорить о том, что республиканские, краевые, областные и районные СМИ Северного Кавказа обслуживают в основном интересы местной политической и финансовой элиты, а не федерального центра. Они не были нацелены на интегрирование в единое информационное пространство, зачастую дистанцировались от освещения общенациональных задач и программ, от разъяснения и поддержки государственной политики России, другими словами, не способствовали укреплению федерализма и безопасности государства.

Со временем ситуация несколько изменилась. Этому способствовали, в первую очередь, административные решения: создание округов, централизация управления СМИ на региональном уровне посредством создания территориальных органов Министерства Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций и передачи им функций контроля и управления в сфере СМИ наряду с ликвидацией территориальных органов в северокавказских республиках.

Доктрина информационной безопасности Российской Федерации в немалой степени может и должна стать основой в этой работе, т. к. определяет главные задачи для власти и общества:

— соблюдение конституционных прав и свобод человек и гражданина в области получения информации, пользования ею, обеспечение духовного обновления России, сохранение и укрепление нравственных ценностей общества и традиций патриотизма;

— информационное обеспечение государственной политики, доведение до российской и международной общественности достоверной информации о государственной политике России;

— развитие современных информационных технологий, отечественной индустрии информации;

— защита информационных ресурсов от несанкционированного доступа, обеспечение безопасности информационных и телекоммуникационных систем, как уже развернутых, так и создаваемых по территории России.

Современный этап развития общества характеризуется возрастающей ролью информационной сферы, представляющей собой совокупность информации, информационной инфраструктуры, субъектов, осуществляющих сбор, формирование, распространение и использование информации, а также системы регулирования возникающих при этом общественных отношений. Информационная сфера, являясь системообразующим фактором жизни общества, активно влияет на состояние политической, экономической, оборонной и других составляющих безопасности Российской Федерации. Национальная безопасность Российской Федерации существенным образом зависит от обеспечения информационной безопасности и в ходе технического прогресса эта зависимость будет возрастать.

Под информационной безопасностью Российской Федерации понимается состояние защищенности ее национальных интересов в информационной сфере, определяющихся совокупностью сбалансированных интересов личности, общества и государства.

Интересы личности в информационной сфере заключаются в реализации конституционных прав человека и гражданина на доступ к информации, на использование информации в интересах осуществления не запрещенной законом деятельности, физического, духовного и интеллектуального развития, а также в защите информации, обеспечивающей личную безопасность.

Интересы общества в информационной сфере заключаются в обеспечении интересов личности в этой сфере, упрочении демократии, создании правового социального государства, достижении и поддержании общественного согласия, в духовном обновлении России.

Интересы государства в информационной сфере заключаются в создании условий для гармоничного развития российской информационной инфраструктуры, для реализации конституционных прав и свобод человека и гражданина в области получения информации и пользования ею в целях обеспечения незыблемости конституционного строя, суверенитета и территориальной целостности России, политической, экономической и социальной стабильности, в безусловном обеспечении законности и правопорядка, развитии равноправного и взаимовыгодного международного сотрудничества.

Т. о., информационная безопасность становится одним из важнейших элементов национальной безопасности. Причем речь идет не только о защите баз данных от несанкционированного доступа, но и об общих принципах функционирования информационных ресурсов страны, защите важнейших информационных и телекоммуникационных систем, обеспечивающих деятельность транспорта, энергетики, промышленности, органов государственного управления. В широком смысле слова информационная безопасность включает в себя такие проблемы, как противостояние культурной экспансии со стороны стран с развитой аудиовизуальной промышленностью, сохранение национальной и языковой самобытности.

Особую заботу государство вынуждено теперь уделять не просто обеспечению информационной безопасности в области систем связи, автоматизированных информационных систем, но противостоять возможной информационной агрессии, которая может исходить как из отдельных государств, так и небольших террористических групп.

В настоящее время федеральные власти достаточно уверенно артикулируют безусловное стремление сохранить и упрочить территориальную целостность России, очистить Северо-Кавказский регион от экстремистских и террористических организаций.

Северный Кавказ и Закавказье всегда были и остаются регионом, где сталкиваются стратегические интересы мировых держав. На рубеже тысячелетий регион по-прежнему остается зоной острого экономического и политического соперничества, где четко просматриваются геополитические и геостратегические линии, направленные на ослабление российского и упрочение западного влияния. Свыше 30 государств, многие транснациональные организации и компании объявили Кавказ зоной своих стратегических интересов.

Возникла прямая угроза превращения Северного Кавказа в один из центров международного терроризма. На этнополитическую ситуацию в регионе все более возрастающее влияние оказывают активное проникновение религиозного экстремизма (ваххабизма), попытки политизации ислама, что наглядно проявилось в Чечне и Дагестане.

Межнациональные конфликты, а также территориальные споры возрождают сохранившиеся в памяти некоторых народов Северного Кавказа исторические обиды на репрессивную по отношению к ним политику царизма, последствий непродуманной переселенческой политики Российской империи, а также советской власти, многочисленные перекройки административных границ без учета исторически сложившихся реальностей Северного Кавказа.

В этой связи необходимо отметить, что помимо информации в синхронном, или горизонтальном, плане, объединяющей нацию в ее настоящем, сиюминутном состоянии, существует еще информация в диахронном, вертикальном плане: это вся культурная традиция народа, его творческое наследство, предаваемое из поколения в поколение в словесной (устной или письменно — литературной), а также материально-изобразительной форме. Наличием этих непрерывных диахронных инфосвязей между сменяющими друг друга последовательными поколениями этноса обусловлена его преемственность и стабильность во времени, передача этнической традиции в течение веков.

При этом этносы существуют не только в конкретном географическом, но и в «социальном» пространстве: живя чересполосно в большей степени общаются с представителями своего народа, чем с представителями других.

Бесспорно, для существование этноса основной является вертикальная (диахронная) информация, а для нации важнее всего синхронная информация. С обрывом ее национальное единство исчезнет очень быстро, тогда как этническое единство может сохраняться довольно долго, т. к. этнос (этничность) хранит определенный набор условных знаков и применение, хотя бы спорадическое, этих знаков служит средством выражения самоидентификации, выражения своей принадлежности к данному этносу. Минимальным таким выражением является сохранение самоназвания.

Нации как этносоциальному образованию важны не столько диахронные, сколько синхронные связи, повседневные действия и общение, решение постоянно возникающих задач, общих, координация действия для их решения.

Важная роль государства в формировании нации выступает очень четко, и это совершенно очевидно связано с тем, что в наши дни границы государства в значительной степени совпадают с разграниченными зонами информационных сгустков, а, кроме того, государству принадлежит очень большая роль во всемерном повышении густоты информационных связей в пределах собственных границ.

На уровне первобытного строя как слабая плотность населения, так и отсутствие письменности предопределяет известную плотность коммуникаций, выше которой она подняться не может в этих условиях. Такая низкая плотность коммуникаций характеризует этнические общности первобытнообщинной формации — племена и соплеменности (или группы родственных племен).

Лишь с появлением классового общества и таких связанных с этим явлений, как укрупнение населения, прогрессирующее разделения труда, увеличение плотности населения, сбор воедино больших масс в армию или на трудовые повинности и, наконец, самое главное — возникновение письменности приводит к повышению плотности коммуникаций, в которой — критерий определения народности.

Распространение коммуникативных отношений создает условия, позволяющие еще более повысить коммуникативную плотность. К их числу следует отнести зарождение прессы, общенационального литературного языка, распространение хотя бы зачатков грамотности в более или менее численных слоях населения.

Следовательно, в относительно однородном в культурном плане обществе потоки синхронной информации являются гомогенными с потоками диахронной информации с точки зрения основных ценностей, символов, знаковых систем.

В полиэтничных обществах потоки диахронной информации, в которых находятся практически все этносы, кроме доминирующего, являются гетерогенными по отношению к синхронной информации, которая структурирует данное национальное образование как определенную культурную целостность в данных политических границах.

Таким образом, СМИ в полиэтничном обществе для генерирования единого потока синхронной информации должны актуализировать заинтересованность аудитории в принадлежности к данному информационному потоку других этносов; важность тех социальных сфер, вхождение в которые обеспечивается владением доминирующей знаковой системой и доминирующей системой ценностей; подчеркивать отсутствие принципиального антагонизма диахронного (исконно этнического) и синхронного потока общенациональной иноэтничной информации, которая функционирует на базе культуры доминирующего этноса.

Проблема усложняется тем, что целый ряд т. н. титульных этносов в результате процессов суверенизации получили возможность создавать мощные потоки диахронной этнонациональной информации в пределах своих республик, которые слабо интегрируются в общероссийское информационное пространство.

Примечательно, что данные диахронные потоки этнонациональной информации обеспечивают информационное воспроизводство этнонациональных общностей, которые реально воспроизводить сами себя не могут, т. к. все республики ЮФО являются дотационными.

Следовательно, интегрирующая функция СМИ в этих условиях состоит в необходимости компенсировать диахронные этнонациональные информационные потоки, подчеркивающие и постулирующие ненужность вхождения конкретного этноса в культурную и социальную среду доминирующего этноса, а также акцентирующие внимание на принципиальном несоответствии их социокультурных систем.

Кроме того, в новых социально-политических условиях, когда общество по своей природе становится информационным, СМИ могут и должны стать эффективным средством и инструментом профилактики и борьбы с сепаратизмом, национализмом и т .п.

В эпоху информационных технологий, когда социальная среда перенасыщена информацией, безопасность любой информационной системы уже начинает определяться не только теми знаниями, которые данная система получает о противнике, но и, может быть, даже в первую очередь, теми знаниями, от восприятия которых ей удалось уклониться.

Чтобы не «смотреть на мир чужими глазами», глазами информационной системы-агрессора, стать похожей на нее, достаточно «закрыть глаза», не воспринимать входные данные, подаваемые противной стороной. Во многих странах данный способ защиты населения и страны закреплен законодательно (в США, Англии, Франции существует запрет на использование любых кино-, фото-, видео- и печатных материалов, снятых и написанных на стороне противника).

Таким образом, государственная политика обеспечения информационной безопасности Российской Федерации определяет основные направления деятельности федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов Российской Федерации в этой области, порядок закрепления их обязанностей по защите интересов Российской Федерации в информационной сфере в рамках направлений их деятельности и базируется на соблюдении баланса интересов личности, общества и государства в информационной сфере.

Среди первоочередных мероприятий по реализации государственной политики обеспечения информационной безопасности Российской Федерации выделяются такие направления, как:

— разработка и реализация механизмов повышения эффективности государственного руководства деятельностью государственных средств массовой информации, осуществления государственной информационной политики;

— развитие инфраструктуры единого информационного пространства России, комплексное противодействие угрозам информационной войны;

— развитие системы подготовки кадров, используемых в области обеспечения информационной безопасности Российской Федерации.

Сегодня основная задача государства в осуществлении информационной безопасности страны — поставить под контроль общества и государства отечественные СМИ, остановить и нейтрализовать их дегуманизированную направленность, антинародный, антигосударственный характер, создать определенные барьеры и фильтры для иностранных СМИ, оказывающих негативное, разрушительное влияние на российское общество. Выработка механизмов, которые реально сделали бы СМИ зависимыми от тех, кто их читает, слушает и смотрит, должна составлять основной приоритет законодательной и законоприменительной деятельности.