https://www.funkybird.ru/policymaker

Норковая революция оказалась слишком белой и пушистой

В 1932 году Лев Троцкий замечал: «Орбита революции состоит из частных подъёмов и спусков. Искусство руководства состоит, между прочим, в том, чтоб не скомандовать наступления во время спуска волны и не упустить подъёма». А ещё, помнится, в русских народных сказках был такой персонаж, который упорно рыдал на свадьбах, а на похоронах радостно провозглашал: «Таскать вам — не перетаскать!». Этот герой невольно вспоминается каждый раз, когда пытаешься оценить призывы и действия лидеров нашей т. н. «внесистемной оппозиции».

В декабре минувшего года, когда народный протест переживал мощный подъём, его самопровозглашённые «вожди» приложили прямо-таки сверхъестественные усилия, сделали всё возможное и невозможное, чтобы загнать протест в легальные рамки — не только в фигуральном, но и в самом прямом, буквальном смысле, если вспомнить, что т. н. «белая революция» шла в густой ограде из просвечивающих полицейских рамок.

В январе с. г. господа р-р-революционные вожди вообще отправились загорать в мексиканскую Чечен-Иццу и прочие тёплые курортные края — до митингования ли тут? (Вероятно, они взяли за руководство к действию известный антисоветский анекдот, в котором Феликс Эдмундович уехал на рыбалку на «Авроре», и поэтому революция отменяется).

Накануне голосования 4 марта, когда об угасании движения ещё не было и речи, они сдали первоначально твёрдо заявленное ими самими намерение во что бы то ни стало митинговать на Лубянке. И опять решили продолжать свою «белую революцию» «заодно с правопорядком» — на разрешённой свыше Пушкинской площади.

С 5 марта, а особенно явно — с 10 марта — протестное движение резко пошло на спад. Вот тут-то наши горе-революционеры внезапно пробудились от благодушной зимней спячки, в которую впали ещё в декабре, и резко перешли к несанкционированным акциям.

Что ж, мы видим классический фольклорный образ — не хватает только оптимистического призыва: «Таскать вам — не перетаскать!». Но самое печальное — если и когда протестная волна снова пойдёт на подъём — нынешние ура-р-р-рреволюционные призывы, вероятно, опять столь же резко сменятся бессмертным лозунгом грибоедовского Молчалина: «Умеренность и аккуратность!».

Эдуард Лимонов пишет на своём блоге: «Прошедшие в выходные митинги на Пушкинской площади и у телецентра Останкино выявили несколько скорее грустных истин. Первая. Подтверждён, к сожалению, мой прогноз, я его с декабря озвучиваю. Что народные массы доходят до кипения всегда вдруг, неожиданно, и что они, массы, так же неожиданно теряют интерес к протесту. Моментами кипения нужно бережно дорожить и использовать кипение для блага страны немедленно и умно. Умно не использовали, устроили оперетту и глупый цирк. Вот массы и потеряли интерес после нескольких таких шоу. Те, кто ожидал, что массы безропотно и с энтузиазмом будут годами ходить на Болотные и слушать бездарных светских персонажей, важно вещающих со сцены банальности, сели в лужу. На митингах в прошедшую субботу и воскресенье присутствовали лишь сотни активистов, а граждане куда-то улетучились. То есть людское море улеглось и возвратилось состояние до декабря 2011 года. Ещё одна истина. Митинги на Пушкинской и у Останкино, прошу обратить внимание, были несанкционированны, как митинги на Триумфальной. Дело в том, что буржуазные вожди поздно спохватились, увидели что массы тают, и стали с прошлой недели проповедовать несанкционированные митинги. Замечу, что когда я в октябре 2010 года опубликовал на Грани.ру проницательную статью о том, что только несанкционированные митинги пугают власть и её расшатывают, против меня дружно ополчилась вся демократическая общественность. Отныне они пришли к моей формуле, но крепки задним умом. Я полагаю, массы, скрывшиеся в своих домах, унесли с собой твёрдое убеждение в бездарности всех их трёх оргкомитетов и Лиги избирателей, тоже. И надеюсь, массы запомнят, кто виновен в сливе их гнева.»

Тут, конечно, возразить нечего. Правда, хочется спросить: а использовали ли упомянутое «кипение» «небуржуазные вожди», в частности, сам автор вышеприведённой справедливой критики? Если нет — то почему? Ведь Ульянов и Троцкий после Февраля 1917 года не ссылались на «предательство буржуазных вождей», а действовали независимо от них — и весьма успешно!

Кто виноват, что протестующий народ в своей массе не пришёл на Триумфальную и Лубянку, куда его настойчиво звал Лимонов? И если гора по каким-то причинам не шла к Магомету, то, может быть, Магомету стоило пойти к горе?

В общем, основной итог и урок «болотного» движения состоит пока в том, что «белые и пушистые революционеры» испуганно командовали «Тише! Тише!» во время подъёма волны, и внезапно преисполнились бурного наступательного энтузиазма в тот самый момент, когда волна отхлынула. А революционеры «небелые и непушистые» так и не встретились с народом, продолжая привычно заниматься ровно тем же, что делали и прежде, до начала массового движения.

Можно ли назвать эти уроки и этот опыт полезными? Если найдётся, кому их извлечь…