https://www.funkybird.ru/policymaker

Дорога Черкесск — Сухум будет проходить через Кодорское ущелье

В российских СМИ появились публикации на тему строительства перевальной автомобильной дороги Черкесск – Сухум. Разработанный Москвой проект оценен в один миллиард евро. Но в Сухуме никто с проектом не знаком. Абхазские эксперты полагают, что, наряду с большими перспективами, данный проект таит для республики и опасности.

Идея строительства дороги, соединяющей Северный Кавказ и Абхазию, обсуждается на протяжении десятилетий. История вопроса уходит глубоко в древность: когда-то через Кодорское ущелье проходил шелковый путь. Это доказано археологами. Возможность строительства дороги активно обсуждалась и в 90-х годах уже после войны с Грузией, теперь эта тема вновь стала актуальной. На этой неделе северо-кавказские СМИ распространили информацию о том, что российская сторона не просто разработала проект, но фактически уже решила вопрос финансирования. Однако абхазским чиновником это все стало известно опять-таки из Интернета. Как сообщила замглавы администрации президента экс-министр экономики Кристина Озган, в этой сфере между Россией и Абхазией подписан только один документ – меморандум о создании совместной рабочей группы. Группа была создана, однако ни одного заседания, по словам чиновника, еще не провела. При очевидных экономических плюсах часть абхазского общества считает, что строительство дороги Черкесск – Сухум может представлять определенную угрозу национальной безопасности страны. Секретарь Совбеза Станислав Лакоба этих опасений не разделяет.

«Я рассматриваю этот проект как очень перспективный и благоприятный. Проект, конечно, пугает Грузию в данном случае, потому что позиции нашего стратегического союзника России здесь значительно укрепляются».

Предполагается, что автомобильная дорога Черкесск – Сухум будет проходить через Кодорское ущелье. По словам Станислава Лакоба, сегодня эта зона фактически пустует. Строительство дороги, естественно, оживит этот регион Абхазии, приход бизнеса обеспечит туда и приток населения.

«Свято место пусто не бывает. И неслучайно было такое внимание к Кодорскому ущелью; вы знаете, сколько всего там происходило. А сколько еще времени оно должно пустовать?» – говорит Станислав Лакоба.

С другой стороны, по мнению секретаря Совбеза, государство должно взвешено подходить к реализации проекта строительства дороги Черкесск – Сухум, необходимо разработать и четкий механизм участия в нем бизнес-структур, этот процесс не должен протекать бесконтрольно, говорит Лакоба.

«Естественно, государство наше, Республика Абхазия, должно принимать определенные меры для того, чтобы упорядочить этот процесс. Насколько я знаю, уже сейчас неофициально многие участки там закреплены за определенными людьми. То есть эта борьба – она уже идет», – говорит Станислав Лакоба.

Опасения подобного рода разделяет и председатель парламентского комитета по обороне и национальной безопасности Гарик Саманба. По словам депутата, проект действительно вызывает большой интерес в предпринимательской среде как в Абхазии, так и в России.

«Сюда многие люди заезжают, многие спрашивают насчет этой дороги, многие сегодня хотят «влезть» в эту тему, насколько я знаю, – предприниматели, олигархи. Все-таки это серьезный государственный вопрос, и он, я думаю, на серьезном уровне будет решаться. Просто так здесь никто ничего делать не будет», – говорит Гарик Саманба.

Что касается национальной безопасности, здесь тоже есть свои нюансы. Не секрет, что Северный Кавказ в настоящее время далеко не самый спокойный регион России, и Карачаево-Черкесия не исключение. Связано это, в первую очередь, с деятельностью различных экстремистских группировок. В этом смысле, по словам Гарика Саманба, существует опасность, что со строительством дороги эта нестабильность может отразиться и на Абхазии.

«Я считаю, что это тоже очень важный, очень опасный момент. Нам, в первую очередь, надо защитить свое государство от всех этих течений, которые сегодня происходят на Северном Кавказе», – говорит депутат.

По крайней мере, со стороны Абхазии никаких конкретных решений по строительству дороги Черкесск – Сухум не принималось. Говорить о том, что между государствами ведутся активные переговоры по этому вопросу, пока что тоже нельзя.

«Где-то, видимо, рассматривают эти вопросы – в кругах олигархических, может быть, в предпринимательских. Но на серьезном уровне пока что этот вопрос я не слышал, чтобы ставился», – говорит Гарик Саманба.

Секретарь Совбеза Станислав Лакоба тоже, в свою очередь, отметил, что этот вопрос требует серьезной экспертизы, и его необходимо поднимать на заседаниях Совета безопасности Абхазии, а также обсуждать в экспертном сообществе.