http://www.funkybird.ru/policymaker

Медведев возвращает Россию в ельцинскую эпоху

Вместо реальной демократизации получается возврат к хаотической политической системе 90-х годов.

Вчера в послании к Федеральному Собранию президент России Дмитрий Медведев приступил к ожидаемой порче российской политической системы. Как и ожидалось, речь идет о возврате к политической модели, существовавшей в годы правления Бориса Ельцина. Медведев предложил вернуть прямые выборы губернаторов и избирать половину депутатов Государственной Думы по одномандатным округам.

Кроме того, президент хочет, чтобы количество членов партии, необходимых для ее регистрации, было снижено с нынешних 45 000 до всего лишь 500 человек. Кандидату в президенты теперь будет достаточно собрать 300 000 подписей, если он баллотируется на пост главы государства как независимый кандидат, и 100 000 подписей, если он идет на выборы от непарламентской партии (парламентские, как известно, выдвигаются без сбора подписей). Сейчас кандидат в президенты должен собрать 2 млн голосов. Предложенные реформы выглядят демократичненько. Однако что скрывается за освободительным фасадом?

Реформа выборов в Государственную Думу, как мы уже писали в предыдущей статье, играет на руку сильнейшей партии, в данном случае – «Единой России». Выборы по округам проводятся по т. н. мажоритарной системе относительного большинства. Это значит, что голосование проходит в один тур, и для победы нужно просто занять первое место, при этом неважно, сколько конкретно будет отдано голосов за кандидата. Это значит, что победитель может получить 30 или 40% голосов избирателей. Остальные 70% будут «не при делах». Их голоса, отданные за других кандидатов, попросту «сгорят».

Подобная система дает преимущество большим партиям. Мировая практика свидетельствует: партия, набравшая на выборах по мажоритарной системе 49% голосов (как ЕР на прошлых выборах в Думу), может рассчитывать на две трети депутатских мандатов. Если кому-то придет в голову провести досрочные выборы по новой системе, «Единая Россия» получит гораздо больше депутатских мест в Госдуме, чем она имеет сегодня. Ведь нынешняя пропорциональная система распределяет голоса между партией поровну, «дольками». Кто сколько процентов получил на выборах, столько мест получает и в Думе. Реально получается чуть больше, поскольку избирательный барьер в 7% (на будущих выборах он снижен до 5%) отсекает мелкие партии. Но эта система все равно гораздо демократичнее, чем предлагаемая Медведевым.

Одновременно ущемляются думские партии. Представительства КПРФ, «Справедливой России» и особенно ЛДПР в Думе, избранной по предложенной Медведевым системе, с гарантией сократятся. Господствовать будут невнятные одномандатники – богатые люди, как правило, купившие себе депутатский мандат с помощью компромисса с партией власти, умасливания местной администрации да развоза старушкам крупы в качестве мелкой взятки.

Вывод: реформа Государственной Думы наносит удар по оппозиционным партиям и укрепляет позиции «Единой России».

(От редакции KM.RU. Вопрос о том, что на самом деле имел в виду президент Медведев, говоря (цитата): «Считаю целесообразным для укрепления связей депутатов с избирателями ввести пропорциональное представительство по 225 округам», является наиболее дискуссионным. Откровенно говоря, мало кто понимает, что конкретно имел в виду глава государства. Существует версия, что речь действительно идет об избрании половины Госдумы по мажоритарным округам, причем не ясно, будут ли допущены к выборам т. н. «независимые кандидаты» – самовыдвиженцы, либо право выставлять кандидатов по округам будет предоставлено только партиям. Сегодняшняя газета «Коммерсантъ» цитирует слова бывшего главы президентской администрации, а ныне спикера Госдумы Сергея Нарышкина, который сообщил, что выдвижение одномандатников партиями – это пока один из вариантов. «Могут быть и другие», – заявил он. В свою очередь, профессор Европейского университета в Санкт-Петербурге Григорий Голосов на страницах издания «Слон» пишет, что речь идет о введении двухмандатных округов или т. н. биноминальной системы, впервые примененной в Чили при переходе к демократии в 1989 году. Очевидно, что ясность в этом вопросе наступит лишь тогда, когда в парламент будет внесен соответствующий законопроект).

Выборы губернаторов предлагается сделать прямыми. Кстати, Медведев не упомянул о путинской оговорке. Напомним, что в ходе недавних ответов на вопросы граждан премьер заявил, что выборы будут прямыми, но президент получит право отклонять неугодных кандидатов. Медведев же про право отвода ничего не сказал. Это значит, что мы возвращаемся в 90-е годы, когда губернаторы были князьками в своих регионах. Многие находились в должности по 15-20 лет. Можно вспомнить таких мастодонтов, как Минтимер Шаймиев, Эдуард Россель, Муртаза Рахимов, Юрий Лужков, Егор Строев… Имя им – легион. Одним из немногих реальных достижений медведевского правления стала отставка этих пожизненных князей и ханов. Сегодня они могут снова вернуться на свои посты. Не они, так дети их. И снова все пойдет своим чередом. Правда, будет ли от этого хорошо населению регионов – большой вопрос.

Регистрацию партий и впрямь облегчат. Действительно, одно дело – собрать 50 000 подписей, другое – 500. Но власти сохраняют за собой право отсеивать неугодных. Ведь если раньше эксперту-графологу нужно было объявить недействительными несколько тысяч подписей, то теперь в помойку достаточно отправить несколько сотен – и партию все равно не зарегистрируют. Раньше партии приносили целые коробки подписей, обычно с запасом: 80 000 подписей вместо 50 000 и пр. Все равно власти, если хотели, браковали нужное число и говорили потом, что для регистрации подписей не хватает. То же самое можно сделать и сегодня. А с учетом резкого ослабления позиций партий согласно думской реформе большое число партий ничем власти не грозит. Мы снова возвращаемся в 90-е с их обилием ничего не значащих фиктивных партий, не имеющих реальных рычагов влияния на власть. Не говоря уже о том, что реформа должна вступить в силу с 2013 года. Т. е. «партийцам» предлагают подождать годик и лишь потом начинать создавать новые партии, а до этого монополии ЕР на власть даже теоретически ничего не грозит. Участвовать же в выборах в новую Думу новые партии смогут лишь в 2016 году… Короче, великая партийная реформа – лишь способ отложить реальную демократизацию российской партийной системы в долгий ящик.

То же самое можно сказать и о президентских выборах. Да, 300 000 подписей собрать легче, чем 2 млн. Это – серьезное послабление. Но к нынешней избирательной кампании оно отношения, скорее всего, иметь не будет. А это значит, что воспользоваться плодами медведевской реформы можно будет только в далеком 2018 году. Пока же все останется по-старому.

Как видим, медведевская реформа ухудшает параметры политической системы России, делая ее менее демократичной даже в сравнении с нынешним вариантом, отдавая регионы на откуп местным князькам, а Государственную Думу – слабым и колеблющимся с «линией партии» депутатам-одномандатникам.

Реальные же послабления, связанные с регистрацией партий и кандидатов на президентских выборах, вступят в силу нескоро. Раньше, как в старом анекдоте, или шах помрет, или ишак сдохнет.

И все для того, чтобы сказать, что власть выполнила все требования участников завтрашнего большого митинга на проспекте Сахарова. Нет, не выполнила, а лишь сымитировала шаги навстречу народу. Вместо реальной демократизации получился возврат к хаотической политической системе 90-х годов. А «демократической» эту эпоху могут считать только поклонники Ельцина, которых в нашем обществе почти совсем нет.

Так что до реальной демократизации России еще расти и расти. Пока же власти провели реформы, удобные лишь для себя да для «Единой России». Оппозиция от них не получает почти ничего.