https://www.funkybird.ru/policymaker

Российское государство и церковь: конец союза?

Волна скандалов, которая вот уже больше месяца преследует главу Русской православной церкви патриарха Кирилла, не лучшим образом отражается на репутации церкви среди населения и может поставить финальную точку в длившемся 12 лет «медовом месяце» светской и духовной власти. В таких условиях вероятные перемены в политической системе могут вылиться в неприятие официальной церкви и привести к возникновению альтернативных церквей, которые также будут следовать православию, но откажутся подчиняться коррумпированной и дискредитировавшей себя иерархии.

На заседании Синода 3 апреля патриарх Кирилл не смог сохранить спокойствие и посетовал на начатую против него информационную кампанию: «Моя скромная персона подверглась информационным атакам. (… ) Мы имеем дело с некой информационной стратегией против Церкви». По его словам, нынешняя ситуация напоминает ту, что сложилась в стране после Октябрьской революции. Хотя такое сравнение и несколько преувеличено, нельзя не признать, что со времен распада Советского Союза глава РПЦ впервые подвергается подобным нападкам, которые исходят, в том числе, и от принадлежащих власти СМИ…

Возвращение византийской симфонии

В начале 2000-х годов Владимир Путин был избран президентом Российской Федерации. Прошедшим с нарушениями выборам предшествовала серия террористических актов, которые предположительно были совершены чеченскими сепаратистами. В такой ситуации стремящийся утвердить свою легитимность президент повернулся в сторону церкви, чтобы укрепить свое влияние с помощью общих для большинства населения страны духовных ценностей и бороться с криминализацией общества.

Патриарх Алексий, несмотря на бесконечные реверансы в сторону прописанного в Конституции принципа разделения церкви и государства, согласился играть в эту игру. По двум причинам: ему нужно было вернуть конфискованные большевиками земли и здания, а также получить доступ к существенному финансированию. Именно поэтому во время поездки в США в 2003 году Владимир Путин встретился с главой Русской православной церкви заграницей митрополитом Лавром, положив тем самым начало сближению с Московским патриархатом, результатом которого стало подписание Акта о каноническом общении двух церквей 17 мая 2007 года.

Патриарх Алексий скончался 5 декабря 2005 года. «Табачный» митрополит (это прозвище он получил из-за активной роли в торговле сигаретами и спиртным во время перестройки) Смоленский Кирилл стал своего рода хранителем престола, а затем был избран патриархом при поддержке Путина.

Новый патриарх оказался харизматичной, но амбициозной и авторитарной личностью. Он создал вертикаль власти, которая едва ли чем-то уступала путинской. Любые протесты в церкви жестко пресекаются. Кроме того, он выступает за христианизацию общества, появление священников в армии и обязательное религиозное образование в школах. Одновременно с этим он поддерживает семейные ценности, выступает против гомосексуалистов и абортов.

Патриарх Кирилл пытается стать посредником

Во время пресс-конференции 17 декабря 2010 года второй человек в Отделе внешних церковных связей Московского патриархата Всеволод Чаплин заявил, что «Сегодня власть должна услышать народ, а не элиты. (…) Элиты еще имеют время — может быть, около полугода, чтобы уйти по-хорошему, и я им советую это сделать». Ответ Кремля пришел несколько дней спустя: второе лицо в президентской администрации Вячеслав Сурков напомнил, что церковь отделена от государства, что обязывает священников проявить сдержанность.

Послание было предельно прозрачным. Тем не менее, 5 декабря 2011 года, на следующий день после сфальсифицированных парламентских выборов патриарх вновь пошел в наступление. «Задача заключается в том, чтобы протесты, правильным образом выраженные, приводили к коррекции политического курса. (…) Власть должна настраиваться, в том числе, и воспринимая сигналы извне… и корректировать курс», — подчеркнул глава РПЦ. Это заявление было воспринято как завуалированная поддержка протестного движения и не нашло понимания в высших государственных сферах. 18 февраля отец Чаплин попытался несколько сменить акцент, опираясь на путинскую статью о необходимости нового мирового порядка. Несколько дней спустя патриарх призвал голосовать за Владимира Путина, назвав его единственным православным верующим среди кандидатов.

Именно в такой напряженной атмосфере и возникли три скандала, которые полностью дискредитировали главу РПЦ. Утром 21 февраля в Храме Христа Спасителя появились участницы панк-группы. Музыканты с закрытыми лицами поднялись на амвон и обратились к Богоматери с песней, в которой призвали ее освободить Россию от Путина. Сцена была увековечена на видеозаписи журналистами, которым каким-то чудом удалось попасть в храм со своим оборудованием…

Реакция духовных властей была необоснованно резкой. Они заявили о святотатстве и богохульстве и потребовали показательного суда над панками. Ситуация вызвала раскол в российском обществе, так как многие россияне поддерживают участниц Pussy Riot, которым может грозить семилетний срок за хулиганство.

Далее произошел еще один странный случай. В то время как в стране бурлили споры вокруг Pussy Riot, петербургское информагентство «Росбалт» (известно своей преданностью власти и принадлежит никому иному, как старому другу Владимира Путина генералу Чемисову) написало о судебном деле вокруг квартиры патриарха. Его троюродной сестре, которая живет вместе с ним в роскошной квартире площадью 144 м² в центре Москвы, удалось по сути захватить жилье их соседа академика Юрия Шевченко. Московский суд приговорил того к выплате 20 миллионов рублей за ущерб, который причинили ремонтные работы в его квартире жилищу патриарха.

Наконец, в СМИ вспыхнул скандал вокруг часов. Во время прошлогоднего визита патриарха в Киев журналисты заметили у него на руке Breguet из белого золота стоимостью в 30 000 евро. Хотя это дело удалось быстро замять, оно вновь всплыло на поверхность на фоне «квартирного» скандала. Глава РПЦ рассказал «верному» журналисту, что Breguet ему подарили, но на самом деле часов он не носит, и эта фотография всего лишь монтаж. Несколько часов спустя прессе удалось найти еще несколько снимков патриарха с Breguet на запястье.

Остается лишь понять, в чем цель этой кампании. Сторонники патриарха уверены, что виной всему происки оппозиции. «Именно антироссийский, «болотно-оранжевый след» прослеживается и в истории с «часами Патриарха». Эти отслеживания фотографий на портале patriarchia.ru за 2009 год, попытки к чему-то прицепиться просто смешны и свидетельствуют только об одном — антироссийские силы реально боятся союза Патриарха Кирилла и Владимира Путина», — отметил православный политолог Кирилл Фролов.

Главный редактор сайта Portal-credo.ru Александр Солдатов в свою очередь наоборот задается вопросом, не приложила ли власть руку к этой дискредитационной кампании. По его словам, союз церкви и государства, который раньше был одним из козырей, сейчас начинает представлять для нее опасность. Если в 2000-х годах Путин полагался на церковь для борьбы с преступностью, в результате все получилось с точностью до наоборот: церковь криминализировалась и за деньги отпускает грехи даже самым закоренелым преступникам, у которых руки по локоть в крови.