https://www.funkybird.ru/policymaker

Борцы с коррупцией не смогли сосчитать чиновников

Вчера партийные и беспартийные участники дискуссии на площадке «Открытой трибуны» рассказали друг другу все о том, как следует бороться с коррупцией.

Собравшиеся за столом парламентарии и просто активные граждане сильно волновались из-за возможных редакций пакета президентских инициатив по контролю за расходами чиновников (пакет включает три законопроекта и первое чтение в Думе еще не прошел).

Представитель правительства в Конституционном суде Михаил Барщевский, оценив общее число чиновников в миллион человек по стране, предложил регулярно с помощью компьютера проводить выборку 1% из них. «И проводить реальную проверку всех расходов, в том числе и за рубежом, и в служебных командировках — да, это всего 10 тыс. человек, но каждый чиновник будет понимать, что он может попасть в этот список».

Ему возразил Борис Надеждин: «Один миллион — это федеральная часть, а в регионах их несколько миллионов, но 80% из них — это водители, секретари. Достаточно контролировать те 120 тыс. человек, которые принимают решения, то есть политический уровень — министр регионального правительства, его заместитель, начальник департамента. Если министр честный, а его глава департамента, так сказать, «берет не по чину», то он его просто уволит».

«Нет, контролировать нужно служащих категории «А» — министров, губернаторов, замминистров — их примерно 35 тысяч человек, буквально штучно определять, и контролировать их должна налоговая служба, но не сама, а в ней должен быть создан отдельный департамент», — предлагал политолог Дмитрий Орлов.

Довольно бурно тема борьбы с коррупцией обсуждалась вчера также на заседании Центра непопулярных реформ «Правый поворот». Этот проект один из его создателей, глава бизнес-ассоциации «Деловая Россия» Борис Титов, называет праволиберальной платформой, задача которого представить идеологию для будущей правой партии. Вчера же они обсуждали, можно ли им включить в свою платформу идею «Амнистия для чиновника». Руководитель исполкома «Деловой России» Александр Гришунин объяснил, что «без амнистии чиновников запустить реальную борьбу с коррупцией мы не сможем, потому что для сегодняшней власти коррупция — системообразующий фактор». Гришунин предложил, чтобы под амнистию попали чиновники и члены их семей, а также руководство госпредприятий. «Мы вычленили те статьи УК, которые связаны со взятками и с мошенничеством, — уточнил Титов, — и не трогали статьи, преступления по которым могли принести непосредственный вред людям».

Предполагается, что чиновник признает вину и перечисляет соучастников, декларирует имущество сам (и то же делают члены его семьи), и выплачивает 13% в специальный фонд , освобождается, но более никогда не сможет занимать любые должности в органах законодательной и исполнительной власти. А по окончании периода амнистии — начало жестокой антикоррупционной кампании, как в Италии, когда под операцию «Чистые руки» попали 20 тыс. человек и 80% чиновников были вынуждены уйти в отставку, напоминал Гришунин.

«Да, сегодня коррупция сглаживает проблемы административной эффективности страны, если запретить брать взятки завтра все встанет, да, нужна операция «Чистые руки», — соглашался Титов, — по крайней мере 70% чиновников брали взятки. Надо дать чиновникам выход, открыть щелку, чтоб они могли убежать».

«Какой смысл сознаваться в преступлении, если о нем неизвестно никому? — воскликнул сенатор Александр Починок. — Если взятка была взята год, два назад и доказательств нет, то доказать наличие взятки задним числом невозможно». «Да у нас против каждого можно возбудить уголовное дело, — мрачно добавил член координационного совета «Деловой России» Анатолий Лейрих. — Мы как бизнесмены не смогли получить амнистию, и в этой ситуации начинаем заботиться не о себе, а о чиновниках, которые ничего не зарабатывают, а только потребляют. Нас обвинят в том, что мы пошли на сговор».