https://www.funkybird.ru/policymaker

Национализация в стиле безумного капитализма

Рукотворный кризис или национализация в стиле безумного капитализма.

Российский фондовый рынок последние дни демонстрирует потрясающую устойчивость к мировым катаклизмам. Он силен как никогда. В ответ на почти двухпроцентное падение накануне Европы и США (что совершенно не было отыграно нашим ФР) он открывается ростом, проявляя удивительный оптимизм и уверенность в своих силах.

Но удивление это вызывает только на первый взгляд. Есть две причины, вполне адекватно отражающие происходящее.

Во-первых, наш рынок начал падать заранее, опустившись более, чем на 150 пунктов (или около 9-ти процентов), уже к тому моменту, когда западные рынки только начали всерьез проявлять нервозность. И теперь мы отстаиваемся на месте, поджидая «отставших». Такая практика на нашем рынке далеко не новость. И даже вполне осмысленна. В начале снижения, когда весь внешний фон демонстрирует уверенность «в завтрашнем дне», все снижение играется маркетмейкерами при почти полном отсутствии шортов. Мало кто рискнет шортить в тот момент, когда все мировые рынки уверенно смотрят вверх. Кроме тех, кто знает о ближайших перспективах, разумеется. С другой стороны, именно сейчас, когда весь мир валится, количество шортящих превосходит самые разумные пределы. И это позволяет крупным игрокам, выбивая поспешные шорты аутсайдеров по стопам, заменять их качественными своими. Так что основное падение еще впереди.

Но это только видимая часть айсберга, вполне нормальная для любого управляемого рынка, к которым наш, безусловно, относится. Есть и еще одна причина. Это ожидания Игроков на период после выборов. Дело в том, что в 2009-м году, когда рынок находился на самом дне после беспрецедентного падения годом ранее, основная масса бумаг была скуплена «правильными пацанами» из инвестиционных компаний, крупных банков и примкнувшим к ним чиновным людом. Расчет оправдался. Рынок вырос и очень даже неплохо. Не случайно более года назад (в процессе промежуточной коррекции рынка) тот же Шувалов призывал западных инвесторов не вкладываться на ФР России, а заняться прямыми инвестициями. Означало это буквально следующее: «Это наша корова, и мы ее доим». С тех пор рынок вырос еще на несколько десятков процентов.

Но вход на рынок всегда был намного дешевле, чем выход. Для выхода требуется реальный сторонний покупатель с живыми деньгами. Бумажная прибыль ничего не значит до тех пор, пока не ясно, за какую сумму вы реально можете избавиться от активов. И многомиллиардные списания в США и Европе последних лет это наглядно продемонстрировали. Хотя тамошние банки и фонды так до конца от «токсичных» активов и не избавились.

Сегодня основные владельцы бумаг на российском ФР с удовольствием бы избавились от фондовых активов. Но оказалось, что очередь из покупателей просто отсутствует. Чем-то какое-то время назад смог «помочь» Пенсионный фонд (сам при этом оставшийся без денег), чем-то государство (через кредитование госбанков). Но это капля в море перед объемом проблемы. И сейчас у наших «инветоров» осталась последняя надежда. Надежда на то, что сразу после инаугурации нового-старого президента мировые инвесторы успокоятся и понаоткрывают лимиты на Россию. А для этого осталось продержаться всего месяц. Тем более месяц дивидендных выплат. Однако, мне представляется, что все надежды на приток денег тщетны. Кто, находясь в здравом уме (а крупные западные инвесторы именно такие), будет вкладываться в страну, из которой ежемесячно «бегут» собственные частные капиталы? А если добавить к этому общие ожидания скорого коллапса мировой финансовой системы? Или, как минимум, жесточайшего долгового кризиса?

Таким образом, наш рынок стоит на пороге довольно серьезного кризиса. В первую очередь, кризиса банковской ликвидности. Не случайно уже сейчас, на фоне, казалось бы, всеобщего благополучия Центробанк чуть ли не ежедневно придумывает все новые способы поддержки ликвидности в банковской сфере. А что делать, если все банки, заигравшись на ФР, по уши сидят в бумагах? И простого выхода из этой ситуации нет. Единственным реальным покупателем, способным разгрузить банковскую сферу от излишних бумажных активов, является государство. Остается надеяться на то, что происходить это будет по реальным, а не по сегодняшним ценам. Все же за счет всех налогоплательщиков покупка.

Так что нас ожидает довольно забавное и бурное лето. По итогам которого доля государства в нашей экономике существенно возрастет. Фактически мы будем иметь дело со скрытой национализацией, проводимой рыночными методами.