https://www.funkybird.ru/policymaker

«Центр — лоббист перераспределения средств в пользу нацреспублик»

Сергей Шойгу, недавно наделенный полномочиями губернатора Московской области, предложил, чтобы население региона платило налоги по месту жительства, а не по месту работы.

Проблема перераспределения налогов между Москвой и регионами стоит остро

На самом деле это – не новая инициатива. Соответствующий законопроект с подачи областных парламентариев был внесен уже достаточно давно, но был отвергнут. Помимо чисто лоббистских интересов, основная причина – это неудобство администрирования в случае применения такой схемы, а также то, что эта идея может дестимулировать создание рабочих мест в регионах. Потому что их администрациям будет не так важно, где работают люди, – в данном регионе по месту жительства или где-то в соседних субъектах РФ – в том случае, если это не влияет на наполняемость бюджета. В принципе, оба аргумента вполне резонны и имеют право на существование, однако проблема перераспределения налоговой базы между Москвой (в качестве федерального центра и субъекта РФ) и другими регионами стоит остро.

Тем не менее у региональных руководителей есть такой очевидный ресурс, как налог на землю и недвижимость. Причем в случае с Подмосковьем это – просто огромный ресурс. Пресловутая Рублевка и другие вип-зоны находятся именно здесь. Реальный налог на элитную недвижимость в Московской области позволил бы решить бюджетные проблемы региона и уйти от нынешней ситуации хронически дефицитного бюджета, но для этого необходимо налаживать кадастровый учет и создавать другие эффективные механизмы сбора этого налога. Безусловно, создание такого налогового механизма потребует определенных управленческих усилий и на федеральном уровне. Однако лоббирование именно таких решений со стороны подмосковного губернатора было бы наиболее эффективно и оправданно.

В русских регионах Центр воспринимают как лоббиста перераспределения средств в пользу нацреспублик

Система, когда финансовые потоки сначала поступают в федеральный центр, а потом уже перераспределяются между регионами, в значительной степени лишает руководителей регионов стимулов к развитию. Расширение налоговой базы в регионе не решает кардинально проблемы его бюджетной обеспеченности. Просто в таком случае большее количество денежных средств уйдет в Москву, которая будет решать, сколько потом этих денежных средств вернуть обратно, зачастую исходя из соображений, в которых есть и лоббистская подоплека. Вот почему один из мотивов осуществления реформы бюджетных отношений заключается в том, чтобы у регионов были максимальные стимулы к расширению собственной налоговой базы. Это – основное направление, в котором необходимо двигаться.

Кроме того, есть чисто политическая проблема, связанная с восприятием в русских регионах федерального центра как лоббиста перераспределения средств в пользу национальных республик и прежде всего республик Северного Кавказа. Эта проблема также может и должна решаться на пути развития бюджетного федерализма и установления равного подхода к бюджетному обеспечению регионов. Понятно, что у нас в любом случае большая часть субъектов РФ являются дотационными, однако необходимо снизить удельный вес произвольного рассмотрения в том, что касается уровня финансирования этих регионов, поскольку это неизбежно будет создавать политические проблемы, в т. ч. те, которые будут вызывать взаимное отторжение различных частей нашей страны, т. е. центробежные тенденции. Бюджетный федерализм является условием более эффективного развития территорий и решения некоторых политических проблем. При этом надо понимать, что подготовка мер по реализации этой реформы идет довольно сложно, и готовности всерьез заняться перестройкой существующей системы, несмотря на большое количество разговоров, пока не заметно.