https://www.funkybird.ru/policymaker

В Мариинском дворце «закончились законы»

Депутаты ЗакСа решили не собираться на пленарное заседание 11 апреля. Народные избранники пропустят уже вторую сессию, причем за последние две недели. Причина, как говорят в Мариинском дворце, все та же — законопроектов настолько мало, что нет смысла собираться каждую среду. Депутаты объясняют это тем, что Смольный не дает им работы, а сами они лишены возможности реализовывать ту или иную законодательную инициативу.

Инертность администрации города парламентарии оправдывают тем, что губернатор и его команда потратили много месяцев на то, чтобы вникнуть в городские проблемы. Кроме того, простодушно признаются депутаты, так совпало, что чиновникам пришлось параллельно заниматься подготовкой выборов в ЗакС и Госдуму, а потом президента страны. Только с начала весны, как замечают депутаты, Смольный начал генерировать идеи.

За 7 месяцев, что Георгий Полтавченко является губернатором города, из Смольного в городской парламент пришло 45 законопроектов, то есть в среднем 6 нормативных актов в месяц. При этом большую часть из них разрабатывала предыдущая администрация. Старожилы парламента вспоминают, что Валентина Матвиенко и ее команда были более активны. По данным ЗакСа, в прошлый созыв из Смольного пришел 421 законопроект (порядка 9 законопроектов в месяц).

В том, почему парламентарии сами себя не могут занять работой, в кулуарах Мариинского дворца винят прошлый созыв. По мнению народных избранников, предыдущий ЗакС, полностью подконтрольный «Единой России», принял большое количество нормативных актов, разграничивающих полномочия между Мариинским дворцом и Смольным. Если говорить простым языком, чиновники наделили себя властью самостоятельно творить законы. Борис Вишневский, депутат от фракции «Яблоко», говорит, что произошло это по инициативе губернатора Валентины Матвиенко и ее команды.

Сделали это, как поясняет парламентарий, для того, чтобы «по-тихому» и без привлечения внимания горожан претворять в жизнь выгодные чиновникам меры. «К примеру, вся тарифная политика сейчас в руках Смольного, — замечает Вишневский. — Понадобилось увеличить плату за квартиру, принимается соответствующее постановление».

Как объясняет депутат, чиновники, разграничив таким образом полномочия между собой и ЗакСом, убили двух зайцев сразу. Во-первых, они избавились от необходимости объяснять парламентариям, а заодно и горожанам, зачем нужно каждый год поднимать, к примеру, стоимость проезда в общественном транспорте. Во-вторых, по словам «яблочника», понятно, что, имея большинство в парламенте, которое готово утвердить любое решение Смольного, чиновники, так или иначе, добивались своего. Но им пришлось бы тратить на такие решения, возможно, не один месяц. Имея в руках широкие законотворческие полномочия, профильные комитеты практические молниеносно добиваются нужного результата.

Лидер фракции «Справедливая Россия» в ЗакСе Алексей Ковалев замечает, что чиновники получили под контроль не только тарифную политику, но и то, что связано с городским хозяйством и землеустройством. «Зачем это нужно было? Чтобы выстроить вертикаль власти», — отвечает Ковалев. По мысли парламентария, философия простая: понадобилось застроить какую-либо территорию, решение должно приняться сразу. Без лишней критики, депутатской волокиты и, не дай бог, отказа.

Однако, по словам Вишневского, администрация Петербурга, не решаясь взять на себя ответственность за конкретное решение, иногда «подставляет» Мариинский дворец, чтобы отвести от себя гнев горожан. Происходит это следующим образом: депутаты обсуждают какой-нибудь социально значимый законопроект, на стадии второго или третьего чтения из Смольного приходит непопулярная поправка, ее утверждают. Закон вступает в силу, люди возмущаются, а чиновники разводят руками — такие, мол, у нас малочувствительные депутаты.

«Яблочник» Борис Вишневский приводит в качестве примера историю, случившуюся в 2009 году. Тогда вступили в силу дополнения к закону «О дополнительных мерах социальной поддержки детей и молодежи в Петербурге». По новым правилам дошкольники, не имеющие петербургской регистрации, потеряли право бесплатного проезда в метро. «Губернатор Матвиенко, когда история получила огласку, на одном из заседаний правительства обрушилась на метрополитен и Смольный, — говорит парламентарий. — Даже употребила слово «дурь».

Комитет по транспорту в срочном порядке отменил решение о платном проезде «непетербургских» детей в метро. «Я не поленился и провел расследование, — продолжает Вишневский. — Выяснилось, что автор этой инициативы Смольный и лично Матвиенко». Она согласилась, как говорит депутат, принять закон только на условиях, что бесплатно будут ездить дошкольники с городской регистрацией.

В депутатском корпусе называют еще одну причину того, почему в кулуарах Мариинского дворца практически не появляется законопроектов, рожденных парламентариями. В 4 созыве ЗакСа комиссии и комитеты парламента были лишены бюджетов на подготовку и экспертную оценку нормативных актов. По словам депутата от фракции ЛДПР Константина Сухенко, эти средства сконцентрировали в комитете по законодательству, которым руководит единоросс Виталий Милонов. Кстати, он возглавлял этот комитет и в прошлом ЗакСе.

Сухенко объясняет нововведения тем, что часто в адрес комитетов и комиссий сыпались обвинения: деньги расходуются, а выхлопа нет. «В этом смысле я не вижу ничего страшного в том, что средства на законотворчество сконцентрированы в одном комитете», — замечает депутат от либерал-демократической фракции. Однако, сконцентрировав все средства в одном комитете, депутаты не прописали механизм контроля за расходом трат в комитете по законодательству. По разным оценкам, бюджет комитета составляет более 10 миллионов рублей в год.

Именно из этого подразделения городского парламента выходит большинство законопроектов ЗакСа. Однако единоросс Милонов категорически не согласен с жалобами коллег. По его словам, если кто-то из парламентариев хочет разработать тот или иной законопроект, он легко может получить под него бюджет. Депутат говорит, что для этого нужно подать заявку в комитет по законодательству, который выделит нужную сумму.

«Заявок от депутатов нынешнего созыва пока немного, — поясняет Милонов. — Точной цифры не скажу, но обращения единичны». Кроме того, как замечают в комитете по законодательству, депутаты могли бы пускать на разработку законопроектов личные бюджеты. Каждому парламентарию на год на эти цели выделяют почти 300 тысяч рублей. По словам депутата Вишневского, этой суммы недостаточно. В лучшем случае, ее хватит, чтобы парламентарий мог подготовить один-два законопроекта.

Такое положение дел в ЗакСе было не всегда. Старожилы вспоминают, что в 1-м, 2-м и даже 3-м созывах работы было настолько много, что депутатам приходилось назначать дополнительные заседания. В повестке дня значилось до 50 законопроектов. Сейчас, как замечает справедливоросс Анатолий Кривенченко, бывший депутатом в городском парламенте 1-го и 2-го созыва, в лучшем случае 15-20.

«Отмены заседаний, конечно, бывали, но каждый раз это было экстраординарным событием, — продолжает Кривенченко. — Как правило, причина была в том, что на день заседания выпадал праздник». По словам эсера, 90 процентов законопроектов тогда готовились самими депутатами. Остальные 10 процентов готовились чиновниками администрации Петербурга. После изменений, которые произошли в прошлом созыве ЗакСа, этот показатель сместился. Теперь, по данным депутата Вишневского, 50 процентов нормативных актов приходит в парламент на обсуждение из Смольного.

Опрошенные «Фонтанкой» депутаты, представляющие оппозиционные фракции, как один говорят, что настало время перемен. По их мнению, необходимо вернуть принятие важных для города решений в руки парламентариев. Конкретных шагов, как они будут реализовывать это заявление, не называется. Даже если план и появится, может возникнуть проблема с тем, как его воплотить. Большинство в ЗакСе по-прежнему принадлежит «Единой России», близкой ей фракции ЛДПР и ряду депутатов от коммунистов и «Справедливой России».

Последний раз депутаты пропускали сессию 28 марта по причине отсутствия материалов для обсуждения. Подобные отмены пленарных заседаний, возможно, в ближайшее время станут традицией. В Мариинском дворце готовится законопроект, согласно которому депутаты будут собираться в Большом зале не каждую неделю, а два раза в месяц. По словам депутата-«яблочника» Александра Кобринского, документ находится на экспертизе в юридическом управлении ЗакСа.

Этот документ родился в комитете по законодательству. Его председатель Виталий Милонов не признается, кто автор законопроекта, туманно объясняя, что «инициатива поступила от ряда парламентариев». Лидер фракции эсеров в Мариинском дворце Алексей Ковалев сомневается, что в нормативном акте будет написано, что заседания будут проводиться только два раза в месяц. «Скорее всего, формулировка будет такой — «не реже двух раз в месяц»», — уточняет справедливоросс.

Ковалев не видит ничего экстраординарного в появлении такого закона. По его словам, закон облегчит процедуру отмены пленарных заседаний, если будет ясно, что нечего обсуждать. Сейчас согласно регламенту заседаний ЗакСа необходимо почти за неделю подготовить соответствующее постановление, под которым должна стоять подпись спикера парламента.

С коллегой-эсером согласны не все депутаты даже внутри фракции «Справедливая Россия», заявляя, что, в случае внесения этого законопроекта в повестку дня, они будут голосовать против документа. В «Яблоке» намерены поступить так же. Коммунисты, единороссы и либерал-демократы говорят, что не видят смысла комментировать проект закона, который они еще не читали.