https://www.funkybird.ru/policymaker

Франция попрощается с Путиным?

Первый тур президентских выборов во Франции подтвердил, что у действующего главы Пятой республики Николя Саркози мало шансов сохранить свой пост. Скорее всего, уже в день инаугурации Владимира Путина 7 мая станет известно, что российскому лидеру ближайшие пять лет придется сотрудничать с социалистом Франсуа Олландом. А он во внешней политике, как ожидается, начнет с того, что поставит под сомнения некоторые проекты своего предшественника.

Среди них могут оказаться, например, поставки в Россию вертолетоносцев типа «Мистраль» и участие французских компаний в энергопроектах на российской территории. Ну и, разумеется, Олланд не забудет напомнить Владимиру Путину о правах человека, особенно о защите прав секс-меньшинств — иначе будущий французский президент не был бы «левым».

По данным поствыборного опроса, проведенного по заказу французской газеты Le Parisien, во втором туре победа достанется Франсуа Олланду с заметным отрывом по голосам от Саркози. Лидера социалистов готовы поддержать 53% избирателей против 47% у действующего президента.

Учитывая, что речь, в данном случае, идет не о «левой» газете, каковой, например, считается Le Figaro, можно уверенно говорить, что 53 на 47 – это еще оптимистический для действующего французского президента сценарий. В итоге «счет» может оказаться куда более разгромным. Гадать, разумеется, бессмысленно. Второй тур выборов пройдет уже 6 мая.

В штабе Саркози продолжают питать надежды на победу. Кто знает, может быть и на Олланда найдется какой-то компромат, как это было с предыдущим фаворитом «левых» Домиником Стросс-Каном, потерявшим шансы на участие в президентской гонке после секс-скандала с горничной американского отеля. В конце концов, команда Саркози по компромату, можно сказать, что специализируется. Перед прошлыми выборами именно благодаря не слишком «чистым» приемам им удалось «выбить» из президентской гонки Доминика де Вильпена – главного конкурента со стороны «правых».

Однако если у Сарко, как называют своего президента французы, не спрятан в рукаве козырной туз, ему в этой игре придется покинуть Елисейский дворец. Франция устала и от него лично, и от его громких заявлений, редко сопровождающихся радикальными решениями, и от его постоянной публичной активности, в том числе и на российском направлении (как это было после войны в Южной Осетии). Страна хочет «скучного» президента и имеет все шансы обрести его в лице Франсуа Олланда.

Россию в этом случае ждет масса малоприятных сюрпризов. Отечественную внешнюю политику вновь может подвести традиция выстраивать отношения не с государствами, а с их лидерами. «Приятно», конечно, что не одни россияне попадут в эту ловушку. Личные отношения с Саркози выстраивала, например, федеральный канцлер Германии Ангела Меркель. Так что, в первые месяцы после избрания Олланда, у нее вряд ли сложатся «хорошие рабочие отношения» с новым французским лидером.

Но, все же, Германия и Франция – это «сдвоенный мотор» Евросоюза и эти страны обречены на примирение и дружбу, кто бы ни стоял в них у руля. По крайней мере, так будет до тех пор, пока существует ЕС и евро остается единой платежной единицей.

С Россией совсем иная история. Не исключено, что трещины во франко-российских отношениях пойдут по всем направлениям. Во-первых, не будет уже той дружбы, что была между Владимиром Путиным (и Дмитрием Медведевым) с одной стороны, и Николя Саркози с другой. Это «похоронит», с большой долей вероятности, нынешний переговорный процесс с Грузией по Южной Осетии и Абхазии, поскольку не будет больше у власти «соавтора» так называемого плана мирного урегулирования «Саркози-Медведев». Тбилиси в последнее время активно готовится к такому варианту, вовсе не скрывая, что рассчитывает на изменение позиции Евросоюза в целом по проблеме территориальной целостности Грузии.

Изменятся и экономические отношения, строившиеся, в значительной степени, на гарантиях «первых лиц». Первое время Олланд вряд ли будет настроен «конструктивно взаимодействовать» с крупными французскими корпорациями. Новому президенту-социалисту потребуется продемонстрировать «левизну» и «социальность» своей политики.

И уж тем более никто не станет помогать крупным национальным компаниям сотрудничать с не вполне «демократической» Россией, как правительство Олланда, наверняка, в первые месяцы после его прихода к власти будет именовать курс Владимира Путина.

Могут кануть в Лету уже заключенные контракты, вроде поставки и сборки вертолетоносцев «Мистраль», поскольку речь идет о передаче технологий двойного назначения. «Провиснут» и более мелкие военные контракты.

Затем, как это традиционно бывает, Олланд тоже поймет, что каким бы «антидемократическим» ни был российский правящий режим, Франции сотрудничать с ним так или иначе придется. Не говоря уже о том, что «долг» избирателям будет отдан и придет время отдавать долги спонсорам избирательной кампании. Однако к тому времени Франция успеет так радикально (с точки зрения российской власти) изменить внешнеполитический и внешнеэкономический курсы, что иначе как прощанием в Владимиром Путиным этот процесс нельзя будет назвать. Так что «осадочек» в двусторонних отношениях останется на долгие годы.