https://www.funkybird.ru/policymaker

Депутаты Госдумы хотят больше полномочий ради пущего контроля

Ирина Яровая надеется на широкую поддержку законопроекта о парламентском контроле в Госдуме.

В Госдуму председателем комитета по безопасности Ириной Яровой сегодня будет внесен законопроект о парламентском контроле. Депутаты считают документ нужным, но хотят конкретнее прописать в проекте ответственность чиновников, которые могут уйти от контроля. Источники Firstnews утверждают, что закон может сильно измениться: он затрагивает слишком много интересов.

Законопроект, предложенный Ириной Яровой, не первый документ, прописывающий нормы парламентского контроля. До этого в 2004 году проект закона о парламентском расследовании вносил коллега Яровой по фракции «Единой России» Николай Гончар, однако в итоге был принят президентский вариант документа.

Расследование длиной в одну строчку

«С 2005 года Госдума провела всего одно парламентское расследование по Беслану, это был политический шаг», — констатировал Николай Гончар.

Свой вариант законопроекта о парламентском контроле вносил и депутат Госдумы от «Справедливой России» Геннадий Гудков, однако этот документ Госдума отклонила по рекомендации правительства.Ирина Яровая надеется, что ее законопроект парламент может рассмотреть в первом чтении еще до конца этой сессии.

«Мы хотим, чтобы его обсудили в регионах», — пояснила Firstnews Яровая.

В концепции законопроекта говорится об «усилении существующих полномочий парламента» и «наделении его новыми полномочиями». Особое внимание в документе уделяется участию депутатов в бюджетном процессе: например, присутствие на заседании профильных комитетов членов правительства предлагается узаконить. Кроме того, правительство ежегодно должно будет отчитываться о реализации целевых программ и их эффективности.

Счетная палата, в свою очередь, должна будет направлять в парламент информацию о выявленных нарушениях. По мысли Ирины Яровой, в законопроекты, разработанные правительством, должны будут вноситься результаты антикоррупционной экспертизы, которую само же правительство и проводит.

В самом документе особо оговаривается недопустимость вмешательства парламентариев в ход судебного разбирательства и уголовных дел.

Интересно, что в тексте законопроекта несколько страниц посвящено описанию процедуры правительственного часа, при этом парламентскому расследованию отведена всего лишь одна строка.

По итогам мероприятий парламентского контроля депутаты могут принять поправки в существующие законы либо новые документы, а также обратиться в прокуратуру или в суд.

Вопрос в бонусе

На круглом столе, посвященном новому законопроекту, Ирина Яровая указала, что вмешательство депутатов в ход расследования уголовных дел исключено, чтобы парламентский контроль не был сочтен давлением на суд и следствие, а также, чтобы исключить коррупционную составляющую.

В ходе мероприятия выяснилось, что у депутатов есть претензии к новому документу. Депутат Госдумы от «Единой России» Сергей Попов отметил, что законопроект нужно принимать в пакете с поправками в 10-12 других законов, например, законы о статусе депутата, Счетной палате и госкорпорациях.

Глава думского комитета Игорь Руденский был настроен довольно скептически: он сразу спросил, какова же цель законопроекта. Ирина Яровая ответила, что депутаты могут получить возможность не только ходить на правительственные мероприятия, но и приглашать чиновников к себе, заслушивать их в присутствии аудиторов счетной палаты.

«Мы и так их приглашаем и заслушиваем», — недоумевал Руденский. – «А будет ли возможность влиять на выплату огромных бонусов в госкорпорациях?»

Прямого ответа на этот вопрос он не получил. Ирина Яровая лишь заметила, что в составе наблюдательных советов госкорпораций находятся представители парламента, с которых не мешало бы спросить.

Общие нормы

Председатель Мосгордумы Владимир Платонов увидел в катастрофе самолета в Тюменской области возможный случай для парламентского расследования: командир борта сам принял решение, что обрабатывать самолет противообледенительным средством не нужно.

«Этот случай нужно было бы рассмотреть и принять решение, которое бы исключило подобные ситуация в будущем, сделать все, чтобы такая трагедия никогда не произошла», — горячился Платонов.

Несколько экспертов посетовали, что в документе нечетко прописана процедура парламентского расследования.

«Есть соблазн упомянуть в законе все: парламентское расследование, общественный контроль, но в этом случае будут даны теоретические, общие определения, за которыми не будет скрываться реальных полномочий», — парировала Ирина Яровая.

Сколько стоит депутатский запрос?

По мнению депутата Госдумы от ЕР Николая Гончара, в законопроект стоит внести пункт о контроле за самими депутатами.

«Всем депутатам известно, что депутатский запрос стоит…», — загадочно оборвал свое высказывание Гончар.

С сомнением он отнесся к антикоррупционной экспертизе правительственных законопроектов, которую должно будет проводить само правительство.

«Нужно предусмотреть и собственную парламентскую экспертизу. А то с документами в правительстве что-то происходит…», — продолжил говорить загадками Гончар.

Депутат Виктор Звагельский возразил ему: «Депутатский запрос сейчас ничего не стоит!». Парламентарий уточнил, что так происходит потому, что за игнорирование запроса чиновники фактически не несут никакой ответственности, не прописано ее и в новом законопроекте.

Его поддержал депутат Владимир Поневежский, экс-прокурор, он также счел, что ответственность для чиновников, уходящих от парламентского контроля, нужно обязательно предусмотреть.

Глава центра политической информации Алексей Мухин предложил ввести в законе пост своеобразного «парламентского контролера»: одного или нескольких депутатов, ответственных за процедуру парламентского контроля.

«Депутатов в Думе 450, политическая воля может размыться», — опасается политолог.

Парламентарии идею не оценили: им не понравилось, что над депутатами могут появиться новые «начальники».

Слишком много интересов

Пока законопроект будет рассмотрен Думой только в первом чтении, во втором чтении депутаты смогут внести в него поправки. О том, что закон вряд ли будет принят в исходном виде, говорят и источники Firstnews в «Единой России».

«Слишком много заинтересованных лиц, слишком много может быть противоречащих друг другу идей, а значит, и поправок», — сказал источник.

Как долго продлится внесение поправок неизвестно: предыдущие законопроекты о парламентском контроле до второго чтения обычно не доходили.