https://www.funkybird.ru/policymaker

Закат константиновской эпохи

Появление на пасхальном богослужении в ХХС президента Дмитрия Медведева и премьер-министра Владимира Путина вроде бы должно было успокоить церковных топ-менеджеров. РПЦ МП немного опустили, но никто не собирается ссориться с ней всерьез и надолго. Тандем это наглядно продемонстрировал.

И все-таки повод для беспокойства остался. Не отказываясь от символического капитала, власть вполне может пойти на изменение конфигурации верхушки церковного управления. Благо возможности для такой операции имеются.

До недавнего времени вмешательство светской власти в кадровую политику ограничивалось апофатикой. Светская региональная элита могла не пустить в свой регион не устраивающего ее епископа. Это произошло, например, с архиепископом Истринским Арсением (Епифановым), так и не получившим вожделенной нижегородской кафедры. Или настоять на удалении доставшего ее топ-менеджера, как это случилось с архиепископом (теперь уже митрополитом) Костромским и Галическим Александром (Могилевым), отправленным на повышение в Казахстан.

Но кто знает, как поведет себя новая путинская администрация в ближайшее время, не захочет ли она переформатировать синодалов.

Для этого кремлевским чиновникам совсем не обязательно открыто вмешиваться в дела церкви. Есть и церковные механизмы для достижения результата. Взять хоть ту же историю со стяжанием. Почему серьезные ресурсы, скажем, «Богослов.Ру», даже в Страстную неделю помещали материалы о допустимости для епископов принимать и носить дорогие вещи, жить на широкую ногу? Потому что боялись вброса в СМИ нового компромата — о счетах топ-менеджеров в швейцарских банках, о виллах и проч. Ну а тут недалеко и до инициативной группы, требующей церковного суда над топ-менеджером имя рек — задача непростая, но выполнимая. Судьям позвонили бы государевы люди. Конечно, путь опасный, развязывающий войну всех против всех, но если припрет… При этом, заметьте, никакого публичного вмешательства в церковные дела государства не было бы.

В контексте последних событий лично меня удивила деятельность патриаршей пресс-службы. Порой создавалось впечатление, что ведомство о. Владимира Вигилянского сознательно подставляет Святейшего. И история с фотошопными часами — самый яркий тому пример. Впрочем, если учесть, что о. Владимир Вигилянский давний дружбан архимандрита Тихона (Шевкунова), а «духовник Путина», одиозный настоятель Сретенского монастыря, хотя и затаился пока, свои шансы ищет…

Среди суровых слов в адрес патриарха Кирилла был и возглас Станислава Белковского «Что может быть прекраснее для монаха, чем оставить должностные заботы и провести остаток дней в молитве и созерцании?». Ну, я понимаю, когда церковный человек говорит об уходе на покой предстоятеля. Есть у него такое право. Но когда об этом начинает рассуждать человек внешний для Церкви, это звучит как-то странно. Нормально, когда публицист требует остановить ползучую клерикализацию или не пускать церковь в ту или иную область, с этим вопросов нет. Но здесь-то совсем другая ситуация. Скажи: «Не нравится мне папа Бенедикт, требую его отставки», читатели засмеют. А о московском патриархе, оказывается, такое сказать публично можно. Нет ли здесь намека на всесилие все того же кремлевского ресурса?

Еще совсем недавно о. Александр Шмеман, размышляя о разнообразной религиозной жизни в США, писал о закате Константиновской эпохи. То есть о завершении того этапа истории, когда светская и духовная власть оказывались в «симфоническом» единстве. Причем светское всегда побеждало духовное, расцерковляло Церковь.

Константиновская эпоха в Америке действительно закончилась. В России она близится к завершению, но никак не завершится. И вместе с ней продолжаются нездоровые отношения власти церковной и светской. Патриарх Кирилл, несмотря на все свои цивилизационные игры, сильный политик. Нужен ли он третьесрочному Путину в таком качестве? Не исключено, что патриарха еще не раз и не два будут опускать, несмотря на все его верноподданнические жесты.

Кто-то может сказать вслед за Белковским: пускай уходит на пенсию. Не думаю, что это пойдет на пользу гражданскому обществу. Да и церкви тоже.

Лично у меня остается ощущение, что патриарх Кирилл хочет сделать что-то хорошее, важное для церкви. Об этом говорит хотя бы деятельностьМежсоборного присутствия. И только политика и уловки мира сего мешают предстоятелю.

А вот представлю себе на минутку патриарха Тихона Второго. И дрожь пробирает: опять охота на ведьм, фронтальная борьба с «неообновленцами», угодливость власти всегда и во всем, даже в интерпретации советского прошлого.

Но, честно говоря, пугает и другая возможность: превращение патриарха Кирилла в Тихона Второго. Если церковь пойдет по пути клонирования прокремлевских партий (проект Ивана Охлобыстина демонстрирует, что делается это легко), укрепления вертикали власти (последний приходской устав с точки зрения соборного организма ни в какие ворота не лезет), служения мамоне, то только и останется, что развести руками. А добрые намерения… Известно, куда ими дорога вымощена.