https://www.funkybird.ru/policymaker

Суперблиц для Рашида Нургалиева

Непростым выдалось выступление министра внутренних дел перед законодателями в Нижней Палате российского парламента. Рашид Нургалиев отчитался о ходе реформирования МВД перед депутатами.

И по сложившейся в последнее время традиции чиновник мог покинуть здание на Охотном ряду под бурные несмолкающие аплодисменты, но представители сразу нескольких фракций задумали испытать Рашида Гумаровича на прочность и позадавать ему «экзаменационные вопросы» в виде своеобразной переаттестации. В ходе ответов министра было видно, что генерал армии Нургалиев решил продемонстрировать, что депутаты Госдумы — это одно, потому что их вроде бы избирает некий электорат, а представители российского правительства, и он в частности, это нечто совсем другое, ибо назначается совсем особыми сферами.

После выступления Рашида Нургалиева общественность России разделилась на два лагеря. Представители одного из них приняли жесткую позицию по поводу того, что нынешний министр оказался один на один с людьми, ничего не понимающими в деятельности Министерства, и потому не имеющими права задавать господину министру острых вопросов. Другие же, наоборот, увидели в парламентском часе Нургалиева некий признак российской демократизации, когда законодатели, представляющие интересы российских граждан, могут спросить с любого представителя Правительства по поводу деятельности его ведомства.

Насколько объективно произвел отчет Рашид Нургалиев, судить каждый может сам, но было очевидно, что любой дежурный отчет для любого российского министра перед депутатами воспринимается не иначе как некая тяжелая повинность, которую нужно просто перетерпеть, запасшись несколькими тяжеловесными тирадами. Среди таких тирад министра внутренних дел была и тирада о том, что реформа МВД еще только начата и что сам Рашид Гумарович на достигнутом не остановится.

Действительно, было бы странно, если бы министр объявил о том, что полицейская реформа уже закончилась и всем до одного россиянам теперь-то можно чувствовать настоящее облегчение от того, что переаттестованные полицейские отныне будут стеной стоять на страже интересов каждого гражданина, во главу угла ставя свою честь и присягу. При этом об уровне преступности среди стражей правопорядка в России сегодня не говорит разве что ленивый. Буквально ежедневно появляются сообщения, что в том или ином российском регионе «прошедший переаттестацию» полицейский стал фигурантом очередного скандала: от банальных бытовых стычек до преступлений, связанных с применением оружия и очевидным превышением должностных полномочий. Естественно, это вовсе не означает, что до начала реформы российские представители органов правопорядка не допускали нарушений закона, но именно с началом проведения всеобъемлющей реформы МВД общественность связывала определенные надежды. Только затем стало очевидно, что ни декларируемая переаттестация, ни смена названия ведомства, отнявшие миллиарды рублей, не стали панацеей от безнаказанности стражей правопорядка.
Суть выступления господина Нургалиева свелась к тому, что сделано очень много, еще больше предстоит сделать, но как бы там ни было, критиковать российское МВД сегодня — дело последнее, так как в мире достаточно государств, где полицейские совершают гораздо больше преступлений, нежели в России. В числе таких стран оказались Испания и Соединенные Штаты. Это говорит о том, что главный страж правопорядка в России уверен, что ни он, ни его ведомство не заслуживают той критики, которая обрушивается на них в последнее время. Резкое отторжение у Нургалиева вызвали слова представителей фракции «Справедливая Россия» о том, что министр при всей своей личной порядочности должен подать заявление об отставке, потому что его подчиненные явно не справляются с возложенными на них обязанностями. Такие слова Рашид Гумарович назвал взглядом «через призму собственных эмоций и хотелок» депутата Гудкова, что свидетельствует о том, что сам министр вовсе не видит никакой личной вины за череду преступлений, совершенных полицейскими за последнее время.

Теперь проведем собственный анализ так называемого первого этапы реформы МВД, не принимая во внимания не «собственных эмоций» думских депутатов, не личной уверенности в успехе реформы господина Нургалиева.

Итак, реформа МВД идет по нашей стране семимильными шагами. При этом до сих пор нет ни одного официального отчета по поводу того, во сколько это эпохальное мероприятие обошлось российским налогоплательщикам. До начала реформы озвучивалось несколько цифр, которые должны быть затрачены на обновление облика ведомства. Бывший некогда министром финансов Алексей Кудрин заявлял, что с его министерства требуют 200 миллионов рублей, и это только для проведения, скажем так, косметических реформ. Депутат Госдумы Владимир Васильев в 2010 году предполагал, что общая стоимость реорганизации МВД обойдется казне в 600 миллиардов рублей. При этом депутат Васильев говорил о том, что даже при столь внушительной сумме вложений никто не гарантирует положительных результатов.

Другими словами, еще на начальном этапе реформы, сама реформа виделась достаточно рискованным предприятием, позитивных итогов которого можно ждать в режиме 50/50. То есть выделенные колоссальные средства превращаются в гадание на спичках: была — не была. По сути, гражданам России сражу же заявили, чтобы мы с вами не питали больших иллюзий: мол, вы только заплатите свои налоги, их часть будет пущена на смену вывески и переаттестацию, а качество работы самих стражей правопорядка может и не улучшиться.
Первые проявления реформы выглядят следующим образом:

смена вывесок, надписей, табличек, жетонов и нашивок;

увольнение нескольких десятков тысяч сотрудников, которые якобы не могут справляться с возлагаемыми на них обязанностями;

появление личного оружия вместо пустой кобуры у полицейских;

изменения в ГИБДД, в том числе новые правила прохождения технического осмотра транспортных средств, которые подозрительным образом внешне ничем не отличаются от старых, разве что новой ценой;

повышение заработных плат «оставшимся» сотрудникам;

необходимость представиться перед тем, как препроводить в участок. И все в этом роде.

Если это и есть задачи реформирования МВД, то здесь отчет господина Нургалиева выглядит вполне приемлемо. И потраченные миллиарды вроде бы действительно направлены строго по пунктам.

Но разве обычному российскому гражданину есть дело, какого цвета шеврон появился у того, кто должен стоять на страже закона? Разве интересно обычному человеку знать о том, насколько повысилась у офицера МВД заработная плата? Успокоит ли нас с вами информация о том, что в США и Испании полицейские совершают еще больше преступлений, чем в полицейские России?

Очевидно, что затеянная реформа потеряла связь со своим непосредственным назначением — повысить авторитет стражей правопорядка, дать людям уверенность в том, что представители МВД будут стоять на защите гражданских интересов. И если господин Нургалиев этого не понимает, то есть ли смысл требовать от него написания заявления по собственному желанию? Человека, который считает, что он прав, а если он не прав, то смотри пункт первый, в его неправоте убеждать абсолютно бессмысленно. У нас-то, как известно, ни один министр не отвечает за непрофессионализм и откровенный беспредел своих подчиненных… Он выше всего этого… Его ведь не выбирают, а назначают! А значит, и судить о его деятельности и деятельности сотрудников его ведомства мы с вами априори не имеем права… Мы имеем право только платить налоги и оплачивать любую реформу из своего кармана. Вот наше право! И нечего тут, понимаешь, министру задавать неудобные вопросы и мешать его реформаторской деятельности!