https://www.funkybird.ru/policymaker

Иносми о событиях в Москве: настрой протестов был злой

Большинство американских и европейских газет быстро среагировали на вчерашние события в Москве. Большинство изданий отметило радикализацию протестного движения и обратило внимание на попытки конфронтации с полицией со стороны демонстрантов. Slon выбрал наиболее интересные выдержки из публикаций иностранных СМИ о прошедшем в Москве «Марше Миллионов».

В своей заметке под названием «Протесты бросили тень на возвращение Путина в Кремль» Стюарт Уильямс из агентства AFP пишет: «Накануне церемонии произошли самые сильные столкновения между полицией и протестующими против Путина: массовая демонстрация оппозиции погрузилась в хаос, и стражи порядка орудовали своими дубинками, арестовывая сотни людей. [..] Масштабные меры безопасности были предприняты в Москве в понедельник: полиция была в полной готовности с самого утра и блокировала кварталы города, которые могли бы быть заняты протестующими».

Уилл Энглунд и Кэти Лалли из Washington Times пишут: «Стало очевидно, что власти настроены гораздо менее толерантно по сравнению с противоправительственными демонстрациями, которые прошли зимой; отряды полиции в спецобмундировании раз за разом вклинивались в раззадоренную непокорную толпу, применяя дубинки, в результате чего было задержано более 450 человек. Тем не менее, протесты продемонстрировали, что, несмотря на победу Путина на мартовских выборах, оппозиционное движение не иссякло и не собирается расходиться по домам».

BBC, ссылаясь на очевидцев, настаивает на том, что протестующие сами начали столкновения с полицией: «Демонстрация оставалась мирной, пока небольшая группа протестующих не попыталась прорвать полицейское оцепление». Аналогичной точки зрения придерживается и CNN: «Большая группа протестующих не пошла по маршруту по направлению к Болотной площади, согласованному между лидерами протестного движения и властями, вместо этого они остановились перед полицейским оцеплением и отказались уходить».

Юлия Иоффе в своей колонке под названием «Владимир Нестабильный» в Foreign Policy сокрушается, что мирная часть демонстрации, состоявшая, по ее оценке, из как минимум 70 000 человек, прошла незаметной и, ссылаясь на Дмитрия Гудкова, приводит свидетельства готовившихся провокаций: якобы, полиция инструктировала молодых людей в масках в кафе перед началом акции. Но достоверных подтверждений этому обнаружено не было. Юлия Иоффе считает, что радикалы вроде Удальцова взяли инициативу, и это только играет на руку Путину и Ко, которые с самого начала массовых протестных акций настаивали, что за ними стоит кучка радикалов, а не либеральный средний класс.

Эллен Барри в NY Times так же настаивает на том, что протестующие сами начали столкновения с полицией — якобы группа протестующих попыталась прорваться через полицейское оцепление к Кремлю, тем не менее, приводит и альтернативную версию: «Некоторые участники демонстрации заявляли, что их не допустили на Болотную площадь — участок, который был санкционирован властями, что создало плотный затор на мосту через Москву-реку (автор, очевидно, имеет ввиду Водоотводный канал — Slon). Десятки протестующих в ответ уселись на мостовую и устроили сидячую забастовку». Автор отмечает, что для сторонников Владимира Путина вчерашняя вспышка насилия лишь подтвердила опасения в том, что антипутинские протесты, начавшиеся в декабре, возглавляют радикалы и сторонники революционного развития событий.

Марк Адоманис, колумнист Forbes, высказывает озабоченность ужесточением характера протестного движения: «Я скептически относился к зимним протестам оппозиции, но одна вещь была, по правде, достойна восхищения, и я считал это крайне мудрым решением организаторов и участников: я имею ввиду последовательный ненасильственный характер этих протестов. [..] К сожалению, все это осталось в прошлом. Судя по первым сообщениям в прессе и твитам западных журналистов в Москве, настрой сегодняшних протестов был враждебный, злой, пренебрежительный, люди были доведены до точки кипения. Некоторым протестующим явно не терпелось начать потасовку, и, судя по всему, их попытка превратить ОМОН в безжалостных недоумков увенчались большим успехом».