https://www.funkybird.ru/policymaker

Под ВДНХ обучали разведчиков и прятали генсеков

Самый крупный выставочный центр российской столицы более 70-ти лет попадает в фотообъективы туристов. Каждый год по территории ВВЦ проходят 15 млн человек. Но до недавнего времени никому и в голову не приходило, какие секреты таят помпезные фасады павильонов и броские скульптуры фонтанов. Раскрыть все тайны взялось экскурсионное бюро ВВЦ. По маршруту «Легенды и мифы ВДНХ» прошелся корреспондент МТРК «Мир».

Что скрывается за монументальным фасадом Центрального павильона Всероссийского выставочного центра, раньше знали только избранные. Теперь тайны раскрывают всем желающим. Экскурсовод Татьяна Ефремова — настоящая находка для шпиона. Она рассказывает и показывает, где находился закрытый объект НКВД — «разведшкола, в которой будущих разведчиков обучали, в том числе и тому, как правильно двигаться по берлинским улицам».

Еще совсем недавно это была военная тайна, а теперь — часть экскурсии «Легенды и мифы ВДНХ». Их насчитали 20 штук! Открывает список засекреченное бомбоубежище для первых лиц государства. Павильон Ассамблеи народов России построили в 1954 году. Абсолютно симметричное здание по периметру украсили одинаковыми скульптурами, на аллее перед входом установили бронзового Ленина. И только приближенные генсека знали: резные шишки — на самом деле замаскированные воздуховоды, а сам памятник — вход в тайный бункер.

Историк архитектуры, вице-президент Академии художественной критики, член президиума экспертно-консультативного общественного совета при главном архитекторе Москвы Алексей Клименко отмечает, что «большевики были большие мастера по части создания роскошных, цветных ширм».

Убежище расположили под кабинетом директора ВДНХ, в котором часто бывал Леонид Брежнев. В случае опасности, генсек мог спрятаться под землей. Фильтры для очистки воздуха, запас провизии и воды — в бункере можно было прожить несколько дней.

Легенды и мифы окружали ВДНХ с первых дней строительства. До сих пор существует мнение, что главный архитектор выставки Вячеслав Олтаржевский хотел создать не культурный, а оккультный центр СССР. Если посмотреть на план Олтаржевского, то можно увидеть, что площадь механизации напоминает солнце, а павильоны — девять планет. При этом постройки образуют православный крест. План Олторжевского изменили, а самого архитектора осудили и сослали за Полярный круг. Он вернулся в Москву только через пять лет. Кто-то считает, что это произошло благодаря письму, которое заключенный написал Сталину, а кто-то полагает, что над вызволением архитектора потрудились мистические силы. Сторонники второй версии говорят, что спастись архитектору помог необычный камень, который он когда-то нашел на ВДНХ. «Есть поверье, что такие камешки с глазиком находили Олтражевский и Вера Мухина. И вскоре после находки жизнь этих людей круто менялась», — рассказывает начальник отдела экскурсионной деятельности ВВЦ Виктория Шеногина.

Этот чудо-камень, якобы, спас и Веру Мухину — автора «Рабочего и Колхозницы». По легенде, когда скульптор уже заканчивала свое знаменитое произведение, на нее кто-то из коллег написал донос. Мол, в складках юбки колхозницы явно просматривается профиль Троцкого. Но кроме анонимного ябеды, этого никто не увидел.

Еще одна история связана с павильоном Грузия. Как-то ночью, уже после войны, Сталин заехал на выставку осмотреть это здание. В павильоне, кроме дежурного пожарного, никого не было. Генералиссимус закурил трубку и услышал замечание: здесь курить нельзя! Увидев, кому он сделал замечание, пожарный от страха упал в обморок. Утром, когда мужчина отошел от испуга, он узнал, что Сталин объявил ему благодарность и даже выписал денежную премию.

С современным названием Всероссийского выставочного центра тоже связана веселая история. ВВЦ — это еще и Волостной выездной цирк! До революции он располагался как раз на этом месте. Летом шапито уезжало на гастроли, а осенью возвращалось в Москву. В народе говорили: «Вот приехал ВВЦ — будет праздник на крыльце!».

И сегодня ВВЦ окружен не меньшим количеством слухов, легенд и мифов. Во время экскурсии Татьяну Ефремову часто спрашивают о масонских символах в архитектуре павильона «Армения», интересуются — есть ли секретные ходы под фонтаном «Дружбы народов», а у павильона «Культура» часто просят задержаться, чтобы расслышать стоны наложниц султана, которых, якобы, замуровали под землей. Где в этих рассказах правда, а где вымысел — не могут сказать даже историки.