https://www.funkybird.ru/policymaker

Правление Медведева: в России начинается классовая война

Между теми, кто считает страну объектом для разграбления, и теми, кому здесь жить.

Заканчивается четырехлетний период правления Дмитрия Медведева. Пора подвести итоги. Многие наблюдатели говорят, что Медведев был ребенком на троне. Он и впрямь напоминает юного императора, который потребовал на завтрак кошку в сметане. Он хотел узнать, как живет его бедный народ. Кончил герой рассказа Гашека скверно: его посадили в сумасшедший дом.

Правление Медведева заканчивается гораздо лучше: президента ждет кресло председателя правительства. Он станет вторым человеком в государстве. Кроме того, он получит пост председателя партии «Единая Россия». Иначе говоря, его власть будет меньше, чем у президента Путина, но зато больше, чем полномочия «технических премьеров», занимавших свои кресла в 2000-е гг.

Однако все реформы, которые проводил Медведев внутри страны, провалились. Он пришел к власти под лозунгом «модернизации». Предполагалось создание сильной промышленности, науки, высоких технологий. На практике все вылилось в унылый проект «Сколково», в который не верят даже его создатели. Руководить проектом назначен олигарх Вексельберг, чьи деловые интересы далеки от высоких технологий. Ему принадлежат крупные пакеты акций в нефтяной компании ТНК-BP и металлургическом концерне «Русский алюминий». Никаких крупных научных или технологических достижений в «Сколково» нет и не предвидится.

Другой лозунг медведевского правления – борьба с коррупцией. Граждане устали от беспредела, царящего в МВД. Но и здесь больших успехов не достигнуто. Медведев переименовал милицию в полицию. Формально, кстати, переименование правильное: ведь милиция – это народное ополчение. Когда у нас переводят Конституцию США, пишут, что губернатор штата имеет право созвать Национальную гвардию. Но в оригинале написано «милиция»: губернаторы могут призвать ополченцев на государственную службу в случае серьезных беспорядков или стихийных бедствий.

Коррупция не побеждена. Оказалось, что для этого недостаточно смены вывесок. Даже переаттестация всего состава МВД не привела к существенному улучшению деятельности полиции. Недавний скандал в МВД по Татарстану – характерный тому пример.

Реальная политика Медведева была консервативной, несмотря на его репутацию либерала. Именно при нем срок полномочий президента увеличен с четырех до шести лет, срок полномочий Государственной Думы – с четырех до пяти. Конституционный суд лишен права выбирать своего председателя. Теперь это делает Совет Федерации по представлению главы государства.

Почти забыта скромная реформа, либерализовавшая избирательное законодательство. При сохранении барьера в 7% на выборах в Государственную Думу партия, получившая 5-7%, могла провести в парламент одного-двух депутатов. Эта реформа подавалась общественности как необычайный прорыв, как подвиг свободы. Она была мгновенно забыта после того, как барьер на выборах в нижнюю палату парламента снизили до 5%.

Правда, стоит сказать отдельно о последних месяцах правления Медведева. Выборы в Государственную Думу и победа на них партии «Единая Россия» вызвали всплеск народного недовольства, и власти тут же начали реформы, которые казались невозможными в предыдущий период. Мгновенно либерализовали требования к регистрации политических партий. Раньше нужно было 45 000 партийцев, теперь – всего 500. Немедленно образовалось более 100 оргкомитетов, которые приступили к попыткам создания новых партий. Но пока ни один новичок еще не зарегистрирован.

Также власти согласились на прямые выборы губернаторов. Правда, чтобы участвовать в них, надо пройти два фильтра – президентский и муниципальный, т. е. получить согласие президента и собрать необходимое число голосов муниципальных депутатов, что делает участие в выборах для представителей новых партий (да и вообще для всех, кто оппозиционен власти) делом затруднительным.

Иначе говоря, большую часть своего правления Медведев лишь внушал надежды обществу. Но, внушая и гипнотизируя, он не спешил выполнять обещания. Да, строго говоря, никаких обещаний и не давал. Просто распространялись слухи, что новый либеральный президент «ужас как свободы хочет».

Зачем же Медведев был нужен российской политической системе? Во-первых, как дружелюбный интерфейс для взаимодействия с Западом. Российский политический режим авторитарен. На Путина со второй половины 2000-х гг. на Западе стали коситься. При этом было ясно, что после ухода Джорджа Буша-младшего из Белого дома новый правитель будет, скорее всего, более либерален. Президент Обама и впрямь стремился всем понравиться, и Дмитрий Медведев был ему достойным партнером. Другое дело, что никакой обамовской «перестройки» на Западе не произошло. США не выпустили из рук руководства миром, их экономика не потерпела крах. Американское лидерство сохраняется.

При этом позиции самого Обамы подорваны. Он уже не так популярен, как раньше. Приход к власти президента-республиканца может резко изменить российско-американские отношения. Президент США Рональд Рейган своей непримиримой политикой разрушил Советский Союз. Он заметил, что СССР сильно зависит от экспорта нефти. Благодаря договоренности с Саудовской Аравией американцам удалось организовать резкое снижение мировых цен на нефть. Саудовцы выбросили на рынок огромное количество черного золота, цены упали, и СССР уже не смог финансировать свою гигантскую армию и государства-сателлиты. Началась перестройка.

То же самое может произойти и сегодня. Кандидат-республиканец Митт Ромни настроен к России критично, при этом, согласно опросам общественного мнения, Барак Обама не имеет над ним существенного преимущества. Но даже если нынешний президент США останется в Белом доме, республиканцы укрепят свое представительство в Конгрессе и возьмут под свой контроль Сенат, что может означать ужесточение американской политики по отношению к России. Поэтому возврат Путина на должность президента может иметь и внешнеполитические причины.

Во-вторых, внутри страны Дмитрий Медведев был призван успокоить нарождающийся средний класс с его политическими требованиями. Люди требуют свобод, отказа от авторитаризма, борьбы с коррупцией. Медведев должен был имитировать все это, скрывая отсутствие изменений с помощью риторики. Надо сказать, что на первых порах ему это удавалось. Но затем «караул устал», его раскусили и поняли, что ни на какие реальные реформы президент Медведев не пойдет. Отношение к нему сменилось на скептическое.

Тем не менее он по-прежнему сохраняет ведущие позиции в российской системе власти. Скорее всего, так происходит потому, что за его спиной стоит мощная политическая группировка – часть олигархов и ельцинская «семья», т. е. все те люди, для которых 90-е годы прошлого века были раем земным. Они-то и требовали новой перестройки, десталинизации и всего прочего, понимая под этим продолжение ельцинского банкета – новый этап бесплатной раздачи государственной собственности в нужные руки.

Медведевское правление не решило никаких проблем. Оно лишь «подморозило» их на некоторое время. Яркое свидетельство неудачи – прошлогодние выборы в Государственную Думу, после которых средний класс крупных городов вышел на улицы. Протесты подвели черту под имитационной либерализацией. Власти были вынуждены делать реальные уступки, пусть и сопровождая их миллионом оговорок. Политический климат и общественное сознание в стране изменились.

Сейчас отсталая экономическая и политическая система России придет в противоречие с интересами среднего класса. И начнется борьба между теми, кто хочет современного национального демократического государства в России, развитой экономики, высокого уровня науки и образования, и теми, кто считает страну просто объектом для разграбления, источником экспорта сырья и вывоза денег.

Две России возникли еще в правление Путина. Раскол этот неизбежен для сырьевого государства. Но именно в годы Медведева две России увидели друг друга. Парадокс: средний класс возник как результат роста цен на нефть, но именно он требует свободы и преодоления сырьевой зависимости; «молчаливое большинство» российской глубинки проигрывает от существования сырьевой экономики, но именно оно требует сохранения сложившейся ситуации… В России медленно начинается классовая война, итоги которой не очевидны, ибо власти ничего не хотят менять в экономике, а ведь она – ключ ко всей ситуации в стране.

Поэтому, подводя итоги медведевского президентства, можно сказать так: свою задачу он выполнил, на время отложив и скомпрометировав реформы, но необходимость реформ от этого никуда не исчезла. Любые колебания нефтяных цен могут втянуть Россию в долгосрочный кризис и повтор сценария распада Советского Союза. Но это будет проблема не Медведева, а Путина.