https://www.funkybird.ru/policymaker

Племенной отбор: Казахстан и Киргизия продолжают делить

Аналитики России и стран СНГ сходятся во мнении, что напряжение последних дней вокруг ситуации в Казахстане, также как и сравнительно недавние события в Киргизии, во многом обусловлены влиянием пресловутой клановости и трайбализма, царящих в этих странах и таящих в себе потенциал воспламенения конфликтов, уходящих своими корнями в далёкое прошлое.

Самодробление киргизов и казахов по родоплеменному признаку будет неизбежно использоваться и уже неоднократно использовалось нашими противниками в своих целях. Это, однако, не означает, что этому специфическому дроблению следует положить конец, поскольку оно составляет органическую часть картины мира этих народов, делая их уникальными, подчёркивая их культурную идентичность, давая им право называться самобытными нациями.

Первое дуновение среднеазиатского «ветра перемен» почувствовали, как известно, в Киргизии. Сменив нескольких президентов, Киргизия уже не раз оказывалась на грани потери своей территориальной целостности. В стране продолжает процветать национализм, а региональное противостояние на уровне кланов и родов продолжает оставаться довольно серьёзным. Последние президентские выборы со всей очевидностью продемонстрировали факт раздробленности страны и отсутствия среди граждан подлинного единства. Голосуя за того или иного кандидата в президенты, простые люди руководствовались, в первую очередь, его региональной принадлежностью, практически игнорируя деловые качества претендента.

Киргизский трайбализм — очень сильное явление, бороться с которым в ближайшее время бесполезно. При всей своей культурно-исторической значимости, это серьёзное препятствие на пути нормального развития этой страны. Поэтому движение республики в сторону европейского парламентаризма, пропагандируемое некоторыми тамошними политиками, будет неизбежно осложняться проблемой региональных, родовых и клановых делений. Таким образом, задача обеспечения сохранения территориальной целостности этой страны решаема только путём создания мощной властной вертикали во главе с сильным лидером, но действующего без излишнего авторитарного рвения, на основе учёта мнений всех заинтересованных кругов.

Казахстан, в отличие от Киргизии, имеет такого лидера с самого момента обретения независимости, однако несмотря на это ситуация с единством казахов также не лишена конфликтного потенциала. Это в полной мере доказали недавние события на западе республики, которые, были не в последнюю очередь обусловлены мезжузовыми и межплеменными противоречиями. «Когда встречаются три казаха, они тут же начинают делиться на жузы», — гласит казахская пословица. (Жузы — традиционная единица племенного территориального деления казахских кочевий. На территории Казахстана выделяют три жуза: Младший, Средний и Старший). Жузовые противоречия — одно из самых главных слабых мест Казахстана. Силы, желающие дестабилизации обстановки в этой стране, будут, без сомнения, пытаться его использовать.

Другой опасностью, с которой приходится сталкиваться жителям обеих республик, является наличие нездорового национализма, граничащего порой с расовой нетерпимостью. Эта проблема периодически неизбежно всплывает на поверхность, но, к счастью, не имеет серьёзного конфликтного потенциала и на данном этапе наиболее актуальна для Киргизии, касаясь взаимоотношений неславянского населения республики. Особенно наглядно это продемонстровали события в Оше, имевшие ярко выраженную национальную подоплёку.

Однако вернёмся к трайбализму. Родоплеменные мотивы, безусловно, влияют на распределение благ и должностей, и не могут не использоваться представителями госбюрократии Киргизии и Казахстана.

Подобное положение вещей является результатом абсолютной неразвитости политической конкуренции и зачаточного состояния гражданского общества. В этих обществах нет здорового соревновательного начала и не работают общепринятые механизмы социальных лифтов. Однако это общая болезнь всех постсоветских государств, имеющая в каждом из них свои национальные особенности. В таких условиях использование родового признака становится неплохим выходом для желающих поучаствовать в процессе распределения благ. Когда молодой человек, имеющий определённые жизненные амбиции, не ощущает перспективы своего естественного роста на основе собственных достижений и действия законов, он прибегает к привлечению «связей» и «блата», в виде заботливых старших родственников, прислушивающихся к голосу крови. Такое поведение неизбежно влечёт ущемление чьих-то законных интересов, что в условиях современного общества совершенно неприемлемо и ведёт к нарастанию в обществе негатива, выливающегося со временем в серьёзные неприятности.