https://www.funkybird.ru/policymaker

Каримова на саммите НАТО в Чикаго ждет разочарование?

Как стало известно из информированного источника, старания президента Узбекистана Ислама Каримов добиться встречи с президентом США Бараком Обамой в формате «один на один», похоже, так и не увенчаются успехом. По имеющимся данным, в предварительном графике работы президента Обамы на предстоящем саммите НАТО не значатся никакие индивидуальные встречи с центральноазиатскими лидерами, планирующими прибыть на означенное мероприятие.

Узбекистан является одним из ключевых звеньев Северной сети поставок (ССП) – системы воздушных, автомобильных и железнодорожных путей сообщения на территории Центральной Азии, выступающей сегодня главным коридором снабжения американских и натовских войск в Афганистане. Опираясь на стратегическое значение Ташкента для США, Каримов в последние недели добивался возможности встретиться тет-а-тет с Бараком Обамой 20-21 мая, когда лидеры стран НАТО соберутся в Чикаго на саммит НАТО, задумывая эту встречу как пиар-ход, направленный на укрепление своего режима, который правозащитные организации критикуют как один из самых репрессивных в мире. Каримов является одним из руководителей центральноазиатских стран, планирующих прибыть в Чикаго на саммит Североатлантического альянса.

Представитель Совета национальной безопасности США отказался поделиться подробностями графика Барака Обамы на период саммита НАТО, а посольство Узбекистана в Вашингтоне не ответило на запросы EurasiaNet.org. Однако, как стало известно из источника, знакомого с функционированием ССП, в Ташкенте ходят слухи, что Белый Дом не слишком благоволит Каримову и этим его ходам.

Похоже, что самое большее, на что может надеяться Каримов, это формальное рукопожатие с американским президентом для фотографов.

Среди шагов, предпринятых Узбекистаном с целью добиться приватной встречи в Чикаго, было письмо в адрес Белого Дома от Американо-узбекской торговой палаты. В этом письме председатель палаты Кэролин Лэмм (Carolyn Lamm) представила Узбекистан как экономически процветающее, политически стабильное государство и стратегического партнера, приверженного идеям мира и безопасности в регионе.

Американо-узбекская торговая палата является могущественным защитником Ташкента и американских деловых интересов в этом авторитарном государстве, а также подрядчиков, связанных с обслуживанием военных действий в Афганистане. В состав палаты входят два главных подрядчика оборонного ведомства США, а именно компании Lockheed Martin и Boeing, получившие в 2010 году от Пентагона контрактов на сумму в 35,8 млрд. долларов и 19,4 млрд. долларов соответственно. Еще в палату входят производитель вертолетов Сикорского из корпорации United Technologies; компания по производству аппаратуры связи Harris Corporation; General Electric и Honeywell; а также FMN Logistics – сравнительно небольшой подрядчик ССП в сфере логистики. В 2010 году корпорация United Technologies получила оборонных контрактов на сумму в 7,7 млрд. долларов, а Harris – на сумму в 3,3 млрд. долларов.

Дабы оказать дополнительный нажим на Белый Дом с тем, чтобы тот смягчил свою позицию по вопросу встречи, узбекские власти, по словам информированного источника, принялись намекать, что функционирование ССП в Узбекистане, а именно, вывод техники и вооружений из Афганистана в процессе сокращения воинского контингента, может и затормозиться в случае, если Каримова ждет крушение надежд.

«Каримов отчаянно хочет лично пообщаться [с Бараком Обамой в Чикаго]. Если он не добьется этой встречи, то станет угрожать затормозить либо вовсе застопорить [обратный транзит] грузов», – говорит этот источник, знакомый с работой ССП. Встреча в формате «один на один» станет для Каримова пиар-наградой, придающей дополнительный дипломатический вес Узбекистану и обеляющей репутацию узбекских властей, критикуемых за коррупцию и вопиющие нарушения прав человека.

«Президенту Обаме не следует недооценивать значение такой личной встречи для президента Каримова, который жаждет (особенно на данном этапе его давнего правления) переписать главу об отвратительной репутации Узбекистана в области соблюдения прав человека и укрепить свою репутацию матерого государственного деятеля», – отметил 2 мая центральноазиатский эксперт правозащитной организации Human Rights Watch Стив Свердлоу (Steve Swerdlow).

«Президент Обама должен дать четко понять [Каримову], как до него это сделала [канцлер Германии] Ангела Меркель, что двусторонняя встреча состоится лишь в случае выполнения страной таких основных правозащитных критериев, как освобождение заключенных правозащитников, журналистов и оппозиционеров, а также регистрация зарубежных и местных НПО, – добавил Стив Свердлоу. – Взаимодействие является позитивным инструментом, но эффективным оно будет лишь в случае реалистичности и одновременно принципиальности занятой позиции».

По словам других правозащитников, США следует с осторожностью подходить даже к фотографированию Барака Обамы с Каримовым. Подконтрольные СМИ Узбекистана вполне могут выдать обмен рукопожатиями на фото за результат личной встречи, введя в заблуждение узбекскую аудиторию по вопросу отношения правительства США к каримовской администрации.

Сейчас, когда Каримов, судя по всем признакам, все же не получит желаемого, американские эксперты в области логистики начинают прорабатывать альтернативные планы на случай непредвиденных обстоятельств в ходе вывода американских войск из Афганистана. На чикагском саммите НАТО стратегия по выводу войск из Афганистана должна окончательно оформиться. Однако вопрос о том, как будут вывозиться с территории Афганистана миллионы тонн невоенных грузов, так и остается пока открытым, а уровень участия в данном процессе Узбекистана является одной из существенных переменных. Может статься, что транспортировка техники из Афганистана превратится в дорогостоящее предприятие, если Узбекистан решит дополнительно усложнить и без того не легкую ситуацию на ССП. Для США и НАТО было бы дешевле использовать наземные транспортные коридоры на территории Пакистана, но этот маршрут пока остается закрытым, превращая ССП в самый простой на данный момент вариант. В ноябре прошлого года Соединенные Штаты и Узбекистан подписали протокол о транспортировке техники из Афганистана по ССП.

По словам информированного источника, Транспортное командование США и другие структуры оборонного ведомства наряду с оборонными подрядчиками разрабатывают альтернативные транзитные решения на случай отказа Узбекистана от сотрудничества либо транспортировки грузов по территории Узбекистана, но более медленными, чем было договорено, темпами.

В своей дальнейшей работе американским чиновникам стоит не упускать из виду, что Узбекистан не держит в своих руках все козыри в отношении ССП, подчеркивает Стив Свердлоу. США должны не только не уступать в вопросе о встрече с президентом Обамой, но и усилить нажим в вопросе демократизации, полагает он.

«Учитывая, как сильно Каримов полагается на военное присутствие НАТО на севере Афганистана, а также гигантские суммы, что его правительство получает от эксплуатации ССП, власти США располагают реальными рычагами воздействия и должны активнее вести торг с целью добиться уступок в вопросе соблюдения прав человека, – подчеркивает эксперт. – Неэффективное использование рычагов воздействия может навредить долгосрочным интересам США в Центральной Азии, так как позволяет узбекским властям ужесточать свою политику притеснения без особых политических последствий».