https://www.funkybird.ru/policymaker

Дети, пенсионеры и картошка

Для своей первомайского митинга в честь солидарности трудящихся справедливороссы выбрали одно из самых оживленных в Москве мест – бульвар между вестибюлем метро «Сокольники» и одноименным парком. Каждый, кто хотел попасть в парк, непременно должен был пройти сквозь стройную аллею рядов-павильонов движений и организаций, вошедших в «Справедливую Россию».

«За бесплатное и качественное образование для наших детей!»

— С первого июля у нас уничтожат гимназии, лицеи! Наши дети не смогут получить качественное образование! – почти у самого входа на аллею, занятую справедливороссами звонко кричит женщина в черной кепке и футболке с символикой негосударственного оппозиционного профсоюза «Учитель». Рядом растянут стенд: «За бесплатное и качественное образование для наших детей!» Тут же председатель «Учителя» Андрей Демидов предлагает поставить подпись под следующими требованиями: «Отмена ФЗ-83. Повышение зарплат педагогам. Детские сады – всем».

— Что делается, что делается?! – вздыхает пожилая женщина, расписываясь в графе под требованиями «Учителя». — Где же детей учить будем?

Демидов за подпись предлагает ей взять книгу на выбор – Шандыбина, Васильева или Омар Хайяма. Женщина вежливо отказывается.

Я тоже беру ручку, чтобы поставить подпись в защиту образования – я в графе списка тринадцатая. Но такой вялый ажиотаж вокруг образования не смущает Демидова:

— У нас уже достаточно подписей. Мы передадим их в Администрацию Президента, — уверенно заявляет профсоюзный лидер.

Здесь стоит отметить, что с 1 июля гимназии и лицеи, конечно же, не закроются. Изменится порядок их финансирования. Власти обещают, что продвинутые школы не потеряют ни в количестве выделяемых денег, ни в качестве педагогов. Но сами учителя в это не верят и ждут худшего.

— Нам и в прошлый раз говорили, что при переходе на оплату, зависящую от наполняемости классов, учитель только выиграет, — возмущен Демидов. – Но в результате, и без того невысокие зарплаты педагогов стали еще меньше!

«Кто ответит за коммунальные грабежи?»

Я продвигаюсь дальше к главной сцене. Путь мне преграждает парень в желтой жилетке. От промоутера его отличает только надписью на спине: «Справедливая Россия».

— Не хотите принять участие в конкурсе? Будут хорошие призы! Надо всего лишь написать поздравление на стенде! – радостно заявляет парень. На вид ему лет пятнадцать.

Пожилая женщина с ребенком согласились оставить свой след на первомайском плакате. Пока девочка выводит солнечное: «С праздником», я разговариваю с ее бабушкой, Верой Витальевной:

— Вы на митинг пришли?

— Да что вы? Какие митинги. Мы в парк идем. Я на митинги не хожу – все одно и то же говорят, что ЖКХ не повысят, а его повышают. Что пенсии поднимут, а пока только цены на продукты растут! Я и не знаю, кто сегодня тут выступает.

— Молодой человек, — обращается уже не ко мне женщина. – А если мы приз выиграем, как мы об этом узнаем?

Молодой промоутер-справедливоросс аккуратно записывает ее номер телефона.

«Справедливость как любовь – за нее надо бороться!»

Чем ближе я продвигаюсь к сцене, тем плотнее становится толпа. Справа от сцены расположилась газель, из которой выгружают коробки, в коробках – желтые накидки и кепки с символикой «Справедливой России». Дружная толпа бабушек штурмом одолевает раздатчиков брендованных аксесуаров. Кому-то уже отдавили ноги.

— Пригодится в огород ходить, — лаконично сформулировала общие мысли по этому вопросу полная женщина лет пятидесяти.

Следует отдать справедливороссам должное, сувенирки они закупили в разы больше, чем пришло народу. Раз в десять. Вечером пресс-служба эсеров сообщила, что в митинге приняло участи 3000 человек, московская милиция – что 800. Я же насчитала человек 200.

— Мы делаем все правильно в нашей общей борьбе за права человека труда, — тем временем сыпет со сцены лидер эсеров Сергей Миронов. Сразу видно, он крайне возмущен, что простой человек, «человек труда», бесправен, обездолен и унижен. В ответ на его призывы к справедливости следуют бурные аплодисменты.

— Я Миронова люблю. Он интеллигент. Не станет грязью никого обливать, — вздыхает стоящая рядом со мной женщина.

Здесь же отметился и хедлайнер политической повестки последних недель – экс-кандидат в мэры Архангельска Олег Шеин. Но вместе с Мироновым они довольно быстро покидают митинг, заявив, что направляются на шествие профсоюзов.

Миронов оставляет микрофон и право ведения митинга Председателю партии, вице-спикеру Госдумы Николаю Левичеву.

«Чиновник! Чтоб ты жил на одну зарплату»

Завладев микрофоном и всеобщим вниманием, Левичев начинает приглашать на сцену представителей организаций-сторонников партии. Состав эсеров, действительно, впечатляет: здесь и садоводы-любители, и российские «зеленые», и непризнанные профсоюзы.

— Верните детям детские сады! Как можно повышать рождаемость, когда ребенка потом некуда пристроить? – возмущается со сцены Анна Брежнева, председатель организации родителей Москвы.

Ей вяло аплодируют. Родителей с детьми в рядах немного. На лавочках перед сценой сидят сплошь пенсионеры с каменными лицами. Оживление наступает, лишь когда на сцену выходит народная артистка России Римма Маркова. Чтобы сделать фото любимой артистки, какой-то старичок чуть не сносит меня с ног. Старичком оказался бывший военный Васен Дмитриевич.

— Давно вы в партии? – спрашиваю я его.

— Года три как. – Васен Дмитриевич доволен, что получилось сделать фото.

— А почему «Справедливая Россия»?

— Миронов же из военных, если у нас, кто и может навести порядок, то только военные. Хотя он сдулся, знаете, так бодро начал, а сейчас сдулся – надо было ему поднажать зимой во время митингов, а он побоялся. Вот и полетел со спикерского кресла, — Васен Дмитриевич начинает размахивать руками.

— А вы верите, что они-то действительно справедливость, порядок наведут, как и обещают? – задаю я еще один вопрос.

— Они очень правильные вещи говорят. Вы не думайте, есть еще люди, которые не только ради собственного кошелька тут сидят. Я же слежу за новостями, знаю, что жмут их, не дают все свои программы провести в Думе. – глаза Васена Дмитриевича горят.

Тем временем Римма Васильевна со сцены не церемонится в выражениях:

— Какая может быть борьба с коррупцией, когда они поручили бороться с коррупцией коррупционерам! – возмущается Маркова и пенсионеры ей дружно аплодируют.

«Влюбился! Признался! Подпишись!»

Пока со сцены звучат жаркие лозунги, вокруг стендов разгораются свои страсти. Самой большой популярностью пользуется стол возле общества садоводов-любителей. Их организация тоже примкнула к «Справедливой России» и отстаивает свои права на дачную амнистию и упрощенный порядок регистрации земель. То ли погода подхлестнула интерес горожан к огородной тематике, то ли бесплатные брошюры с советами по выращиванию картошки, но стенд садоводов замкнуло плотное кольцо пенсионеров.

Напротив садоводов-любителей скучает глава «Зеленого патруля» г-н Нагибин. Вполне логично, что когда все мысли заняты картошкой и поиском денег на ее выращивание, об экологии как-то не задумываешься. Быть бы сытым. Рядом со стендом «зеленых» разворачивается торговля самодельными мягкими игрушками из экологичных материалов, а попросту, из подручных. Для меня, как и для большинства москвичей, экология сегодня не по карману – симпатичного слона или зайца из простыней и джинсов, набитых ватой и синтепоном, предлагается приобрести за тысячу рублей. Зайцы, повесив уши, одиноко скучают в корзине.

Также немноголюдно возле стенда российских феминисток, «Социал-демократического союза женщин России». Возле него стоят лишь два парня.

— А вы здесь от какой организации? – интересуюсь я у одного из них.

— Я из союза женщин. Я женщин люблю, поэтому вступил в их движение. – то ли в шутку, то ли всерьез говорит плотный упитанный Коля.

И уж совсем тоскливо и пусто возле стенда, который агитирует граждан подписаться на эсеровские издания: «Влюбился! Признался! Подпишись!». За два часа, что длился митинг, я насчитала не больше пяти человек, заинтересовавшихся партийной печатью.

Не смотря на обилие праздничной ярко-желтой символики, впечатление от аллеи «Справедливой России» осталось двоякое – для собравшихся, видимо, так и остался загадкой основной политический «месседж», который им пытались донести партийные активисты. И это не удивительно, ведь ни для кого не секрет, что сейчас партия переживает не лучшие времена. В руководстве СР, по мнению значительной части экспертов, стремительно назревает раскол, а значит, велика угроза распада партии. Что особенно актуально в условиях нового «сверхдемократичного» законодательства о партиях. Тем не менее, сегодняшние лидеры партии социалистов сделали все, чтобы показать, что этот Первомай у «Справедливой России» не последний.